«Сталинград»: Москва, Голливуд, далее везде

Один из самых ожидаемых блокбастеров года, «Сталинград» Федора Бондарчука, станет если не самым раскрученным и затратным фильмом в российском кинематографе, то фильмом-первопроходцем точно: «Сталинград» — первая отечественная картина, снятая в формате IMAX 3D со стереоскопическим изображением повышенной четкости.
10-минутный фрагмент будущего релиза был представлен в Лос-Анджелесе на закрытом показе. После просмотра режиссер картины Федор Бондарчук рассказал «Известиям», что при помощи формата 3D он хотел добиться полного «эффекта присутствия».
— Мне захотелось погрузить современного зрителя в осажденный, выжженный город ноября 1942 года. Так у нас с продюсером Александром Роднянским возникла идея снять масштабную драму о Великой Отечественной войне в 3D, которая отвечала бы вызовам и вопросам нашего времени: снять на высшем техническом уровне, визуально равнозначном мировым блокбастерам, и при этом эмоционально сильную, заставляющую сопереживать героям, — рассказал режиссер.
Для Федора Бондарчука и Томаса Кречманна (исполнителя одной из главных ролей) это уже не первый «Сталинград». Более двадцати лет назад именно со «Сталинградов» начиналась их карьера: Кречманна — у режиссера Йозефа Вильсмайера, сразу после того, как актер бежал из ГДР, а Бондарчука, еще студента ВГИКа, — у педагога Юрия Озерова, в «Освобождении».
— Прочитав сценарий Ильи Тилькина, я сравнил его с моим первым «Сталинградом», где я снялся в юности, — вспоминает г-н Бондарчук. — Когда я работал над «9 ротой» — моим режиссерским дебютом, то испытал чувство абсолютной свободы и счастья от ежедневного присутствия на съемочной площадке. И был уверен, что подобное никогда не повторится. Однако мне снова посчастливилось пережить это на съемках «Сталинграда». Со съемочной группой мы очень дорожили оригинальным замыслом, и для его воплощения благодаря невероятной работе художника-постановщика Сергея Иванова выстроили целый город. Мы хотели сделать фильм, который сами никогда не видели.
Продюсер фильма Александр Роднянский не скрывает, что «Сталинград» должен быть адекватно воспринят аудиторией «Трансформеров», «Форсажа» и «Хоббита», а без специальных технологических новшеств сегодня сделать это невозможно.
— Наш фильм не похож на классическую советскую военную драму. Безусловно, в нем много киноцитат, которыми мы объясняемся в любви к нашим предшественникам. Но «Сталинград» — это современный фильм. Он снят и смонтирован иначе, чем советская киноклассика. Мы хотели сделать его частью глобального кинематографического процесса и надеемся, что молодая аудитория, которая смотрит «Форсаж», «Хоббита», «Трансформеров», распознает в «Сталинграде» «свой» фильм, а не дидактическое поучение, обычно воспринимаемое со скепсисом, — заключил г-н Роднянский.
За последние пять лет Россия стала чрезвычайно привлекательным рынком для технологии 3D-кино, что заставило компанию IMAX Entertainment уделить особое внимание поискам подходящего проекта. Как рассказал «Известиям» президент компании Грегг Фостер, выбор пал на «Сталинград» еще и по личным причинам: во Второй мировой войне погибли его родственники.
— Я встретился с Александром Роднянским и Федором Бондарчуком за полгода до того, как начались съемки «Сталинграда». И чем больше они рассказывали мне о фильме, тем больше я убеждался, что «Сталинград» — это тот проект, который мы искали. Федор провел с нами очень много времени, вникая во все тонкости. Его можно назвать вечным киностудентом, потому что он постоянно совершенствует свое мастерство. Я очень удивлюсь, если в ближайшие несколько лет он не снимет голливудский фильм, — заявил г-н Фостер.
Несмотря на инновационные технологии фильма, авторы считают, что за ними не теряется самое главное, что есть в кинематографе любой эпохи — драма человеческих отношений.
— «Сталинград» — это не только история о кровавой битве, изменившей ход войны. Это история о людях, сумевших остаться людьми и не потерявших способность любить, — считает Александр Роднянский. — И как бы ни менялись позиции киноиндустрии и ее главные игроки, эта основная функция не изменится. Если в это верить, то все остальное становится понятным. Будем ли мы делать зрелищные картины, способные поражать аудиторию, независимые ли картины, телевизионные ли многосерийные фильмы — не важно. Главное — мы будем рассказывать истории.
В российский прокат «Сталинград» выйдет 10 октября. В американский — зимой 2014 года.