Новости, деловые новости - Известия
Суббота,
1 октября
2016 года

В контракте с автомобилями Генштаба остались фирмы зятя Сердюкова

Участники скандальной сделки на 10 млрд рублей нашли способ уйти от уголовной ответственности

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Голенищев

История с передачей автопарка Генштаба, в которой замешаны экс-министр Анатолий Сердюков и его зять Валерий Пузиков, получила неожиданное скандальное продолжение. Главное военное следственное управление (ГВСУ) с лета прошлого года расследует уголовное дело, возбужденное по фактам хищений и мошенничества, выявленным при проверке госконтракта на 10 млрд рублей. По версии следствия, и люксовые иномарки, и «КамАЗы» — всего 560 автомобилей — военные арендовали сами у себя в среднем за 6,1 млн рублей в год каждый. Госконтракт этот до сих пор не расторгнут, и в этом году должен быть закрыт.

Источники в Минобороны предполагают, что закрывать его будут те же люди, что и открывали, соответствующую доверенность, по их информации, уже подписал министр обороны Сергей Шойгу. Официально военное ведомство это никак не комментирует. Однако в распоряжении «Известий» есть документы, подтверждающие, что до министра обороны пытались донести информацию об истинном положении дел с выполнением госконтракта, но в доверенности оказался даже пункт, позволяющий заключать новые договоры на оказание автотранспортных услуг с юридическими и физическими лицами на возмездной основе.

Госконтракт на 10 млрд рублей по обеспечению автотранспортом воинских частей в 2011–2013 годах был заключен с ФГУП «Санкт-Петербургский инженерно-технический центр Минобороны России». Со стороны военных его подписывал Александр Грабко, начальник войсковой части № 83466, на балансе которой находился автопарк Генштаба с филиалами в 24 городах. Со стороны ФГУП — гендиректор Валерий Седов.

Для получения контракта ФГУП предоставило поддельную безотзывную банковскую гарантию на 1 млрд рублей от Тверского коммерческого банка «КБЦ». О том, что гарантия левая — от печатей до подписей — и банк ее никогда не выдавал, было известно еще с февраля 2012 года. По условиям контракта, ФГУП обязан был в течение 10 дней найти другой банк-поручитель — или госконтракт расторгался.

— О том, что контракт заключался с множеством нарушений и цены в нем были существенно завышены, было известно с самого начала — на 6,1 млн рублей, которые якобы тратились на обслуживание одного автомобиля, можно было бы купить два новых класса «люкс» или с десяток попроще, — рассказывает источник в правоохранительных органах. — Юристы и бухгалтеры предупреждали, что только на оплате страховок и транспортного налога прямой ущерб составит 12 млн рублей, а общий — 1 млрд. Однако сделку курировал лично Анатолий Сердюков, и возражения были бесполезны.

Как показало расследование, при расчетах стоимости автотранспортных услуг применялись двойные тарифы — так называемого «1-го километра пробега автомобиля» и никак не регламентируемого нормативно «1-го часа использования автомобиля», в путевые листы «умышлено вносились заведомо ложные сведения и приписки». По документам выходило, что при перевозке военных активно использовались автомобили с нулевым пробегом, которые на самом деле вообще не покидали гаражи или находились в так называемом режиме ожидания, оплата которого в принципе не была предусмотрена госконтрактом.  

 С каждым месяцем аппетиты участников процесса только росли. Если в январе 2010 года превышение стоимости автоуслуг составило 946 тыс. рублей, то уже в августе оно превысило 1 млн, а в январе 2011-го составило 7,9 млн рублей. Май 2011-го принес уже 8,8 млн, июль же побил все рекорды — 14,3 млн рублей. Только на «левых» данных и оплате фактически не выполненных услуг Минобороны потеряло 86 млн рублей. Больше 83 млн были потом обнаружены на счетах компаний ООО «Автосервис-ММ» и ООО «Техцентр», принадлежащих зятю экс-министра Анатолия Сердюкова Валерию Пузикову. 

Еще 10,2 млн рублей ушли на счет некоего ООО «Строй-Ресурс». Как выяснили «Известия», до мая 2013 года по месту его московской «прописки» значились еще 73 компании, а его гендиректор Виталий Стоян якобы руководит еще 28 фирмами и в 19 числится совладельцем. Следов гендиректора, как и экономической деятельности этих ООО, обнаружить не удалось. 5 млн из этой «десятки» — через ООО «Консалт-Финанс» — потратили на «семерку» BMW, на баланс предприятия ее не ставили.

С марта 2007-го по май 2010 года генеральным директором ФГУП был Валерий Пузиков. Правда, называлось оно тогда немного иначе — ФГУП «Санкт-Петербургский инженерно-технический центр Федеральной налоговой службы», — да и первый госконтракт был на скромные 400 млн рублей. За несколько дней до его окончания появился аналогичный — но уже на 3,5 млрд до конца 2012 года. ФГУП за это время переименовали, оставив, впрочем, полным «тезкой» — уже не ФНС, а Минобороны.

В августе 2011 года, через восемь месяцев после заключения госконтракта на 10 млрд рублей, экс-министр обороны Анатолий Сердюков решил «оптимизировать» расходы на автопарк Генштаба, ликвидировав 24 филиала в/ч 83466 по всей стране. В итоге больше 500 автомобилей — от люксовых иномарок до «КамАЗов» — вначале безвозмездно передали в пользование ФГУП, а потом у него же взяли в аренду.

Под приказом о «ликвидации и оптимизации» стоит личная подпись Анатолия Сердюкова. И если на момент подписания госконтракта на балансе ФГУП числилось всего несколько машин — две BMW, три представительских Mercedes, внедорожник Porche Cayenne, два Fiat и три «бронированных автомобиля для перевозки высшего руководства», — то теперь ситуация резко изменилась и скромная конторка вдруг стала крупным игроком, чьим счетам был открыт зеленый свет.

Летом прошлого года по сделкам Сердюкова и Пузикова активно работала военная контрразведка. Информации о хищениях — в том числе от самих возмущенных офицеров — было столько, что различные спецслужбы соревновались, кто первый доложит ее президенту, говорит хорошо информированный источник в военном ведомстве, пошла «раскрутка» дела «Оборонсервиса».

В октябре 2012 года госконтракту, заключенному по липовой банковской гарантии, попытались придать законный вид. Вместо нее — спустя 8 месяцев, а не 10 дней — появилась копия другой, тоже на 1 млрд рублей, от банка «Санкт-Петербург», Валерий Пузиков в нем акционер (4,55%). В ход пошли чисто юридические уловки — ФГУП в Арбитражном суде Москвы пыталось признать сделку с Тверским коммерческим банком «КБЦ» недействительной и просило применить последствия недействительности сделки, т.е. вернуть все в первоначальное положение — на момент заключения госконтракта. Сделку по суду признали ничтожной, в остальных требованиях отказали. Подтверждение же того, что новая банковская гарантия все-таки выдавалась, от банка «Санкт-Петербург» пришло в Минобороны лишь в конце июня 2013 года. 

Теперь, как выяснили «Известия», в/ч 83466 предлагает ФГУП те самые 86 млн рублей, которые «накапали» на двойных тарифах и «режиме ожидания» и в итоге оказались на счетах аффилированных фирм Валерия Пузикова, а затем в деле о мошенничестве с автопарком Генштаба — вернуть им «полюбовно». ФГУП, как следует из имеющейся переписки, согласен, если Минобороны примет такое решение. Официальный комментарий во ФГУП «СпбИнжтехцентр» «Известиям» предоставить не смогли, потому что «никого из руководства нет на месте».

Как следует из доклада начальника Главного автобронетанкового управления Минобороны Александра Шевченко заместителю министра обороны Дмитрию Булгакову, по условиям контракта и действующего законодательства он должен быть досрочно расторгнут, поскольку Арбитражный суд признал банковскую гарантию ничтожной. К тому же, пишет генерал Шевченко, в в/ч 83466 отсутствует вся отчетная документация по госконтракту с января 2011-го по июль 2012 года, потому что изъята следователями. 

Но в конце июля начальник в/ч 83466 Александр Грабко подает в департамент претензионной и судебно-правовой работы Минобороны другое письмо, в котором просит выдать ему за подписью министра обороны новую доверенность. Она нужна, чтобы закрыть скандальный госконтракт на 10 млрд рублей. Грабко предлагает включить в нее и другие пункты: право на подписание актов приема-передачи, счетов-фактур по договорам и госконтрактам по ремонту и обслуживанию автомобильной техники, а также право заключения договоров с юридическими и физическими лицами.

— Эта доверенность нужна, чтобы закрыть госконтракт на 10 млрд рублей, а все концы спрятать в воду, — убежден хорошо информированный источник в спецслужбах. — За последние 1,5 месяца в рамках его завершения они забрали последние 800 млн рублей. Если доверенность уже подписана Шойгу, то получается, что он или покрывает воровство Сердюкова, Пузикова и их товарищей, или окружение министра обороны сознательно не доводит до него всей информации.

Официальный комментарий в Минобороны оперативно предоставить не смогли. Начальник в/ч 83466 Александр Грабко на вопрос «Известий», подписана доверенность или нет, отвечать отказался. В уголовном деле по автомобилям Генштаба, говорит источник в ГВСУ, официальных претензий ни к Сердюкову, ни к Пузикову нет.

Известия // среда, 14 августа 2013 года

В контракте с автомобилями Генштаба остались фирмы зятя Сердюкова

В контракте с автомобилями Генштаба остались фирмы зятя СердюковаУчастники скандальной сделки на 10 млрд рублей нашли способ уйти от уголовной ответственности

скопируйте этот текст к себе в блог:

Новости партнеров




Новости сюжета «Сердюков»:

реклама
Закрыть

Цитировать в комментарии
Сообщить об ошибке