За места в бундестаге поборются «пираты» и противники евро

В Германии началась горячая фаза кампании по выборам в бундестаг, которые назначены на 22 сентября. В нее официально вступили два основных претендента — лидер христианских демократов Ангела Меркель и кандидат от оппозиционных социал-демократов Пеер Штайнбрюк. Однако одна из главных интриг предстоящего политсостязания заключается в том, будет ли нарушен строй традиционных парламентских партий и появятся ли в законодательном собрании амбициозные новички.
Речь идет об «Альтернативе для Германии», выступающей за выход из еврозоны и возврат к немецкой марке, а также о Пиратской партии, агитирующей за сохранение гражданских прав и свобод в интернете, неприкосновенность частной жизни и легализацию марихуаны.
— У каждой из этих темных лошадок есть свой шанс, — считает немецкий социолог Юрген Фольтер. — Электорат «пиратов» подогревают скандалы с «робин гудами интернета» Джулианом Ассанжем и Эдвардом Сноуденом. А число евроскептиков множится в связи с тщетными усилиями Брюсселя вытащить Грецию из долговой ямы.
Он напомнил: чтобы попасть в бундестаг надо преодолеть 5-процентный барьер. Пока же, по последним опросам, за каждую из этих новых партий готовы проголосовать не более 3% бундесбюргеров.
— Однако опросы не отражают реальной политической картины. У многих потенциальных избирателей Пиратской партии, например, нет стационарных телефонов. А число тех, кто ностальгирует по немецкой марке, может многократно увеличиться, если из стран Южной Европы начнут поступать тревожные финансовые новости, — говорит Фольтер.
Руководитель немецкого исследовательского центра Emnid Клаус-Петер Шёппнер утверждает, что электоральный потенциал у «Альтернативы для Германии» достаточно высок — до 26%. Особенно много возможных сторонников этого протестного движения среди возрастной группы от 40 до 49 лет.
— Мы верим в успех. Наши расчеты строятся на том, что каждый четвертый гражданин страны недоволен тем, что основная нагрузка по выводу еврозоны из кризиса лежит на Германии, — утверждает один из трех соруководителей партии противников евро, профессор экономики из Гамбурга Бернд Люкке, который до этого 33 года был активистом ХДС.
Его не смущает то, что эта политсила создана недавно — учредительный съезд прошел только в апреле. Главное, правильно уловить настроения избирателей, полагает Люкке.
Оптимистично смотрят в будущее и «пираты».
— 5-процентный барьер мы пройдем уверенно, — считает координатор Пиратской партии Грегори Энгельс. — Наш электорат — это люди моложе 35 лет. Особенно те, кто приходит на выборы в первый раз. Считаем, что в возрастном диапазоне от 18 до 23 лет нас могут поддержать свыше 25% избирателей.
Пиратская партия была создана в 2006 году, а уже через пять лет добилась заметных успехов — ее представители получили мандаты в нескольких ландтагах, в том числе в сенате Берлина.
Кстати, в 2009-м подобная партия появилась и в России. По официальным данным, ее членами являются около 15 тыс. человек. Однако в нынешнем году она не прошла регистрацию. Минюст аргументировал это тем, что пиратство является преступлением по УК РФ.
— Мы уже подали апелляцию в Московский городской суд на судебное решение, принятое в январе, — сообщил председатель ее штаба Павел Рассудов. — Камнем преткновения является наше название, но менять его мы не собираемся ни при каких обстоятельствах.
Немецкий политолог Александр Рар имеет свой взгляд на перспективы прохождения в бундестаг новичков. Он напомнил, что «альтернативщики» борются за место под солнцем на правом фланге, пытаясь отвоевать электорат у правящей коалиции в составе ХДС/ХСС и СвДП, а «пираты» стараются завоевать сторонников на оппозиционном левом, конкурируя с социал-демократами и «зелеными».
— Пиратская партия, похоже, упускает свой шанс. Ситуация со Сноуденом скорее не помогает им. «Пираты» требовали открытости в интернете, а экс-сотрудник ЦРУ, по сути, ее как раз и продемонстрировал. За что же им еще бороться? — спрашивает эксперт.
«Пиратские» позиции, по его мнению, ослабевают из-за постоянных передряг внутри руководства. В партии пытаются создать видимость демократии, показать, что у них нет записного лидера и всё решается сообща, но эта схема не работает, утверждает Рар.
— А вот у «Альтернативы для Германии» может появиться реальный шанс пройти в бундестаг, если в течение следующих четырех недель что-то неприятное случится с Грецией, — прогнозирует немецкий политолог.
Грозовые облака, как считает Рар, уже появились на горизонте: в Брюсселе, похоже, осознают, что грекам для спасения вновь понадобятся деньги. Министр финансов ФРГ Вольфганг Шойбле делает все, чтобы эта тема не муссировалась в избирательной кампании, но в других странах ЕС разговоры на эту тему ведутся в полный голос.
Особенности немецкой избирательной кампании состоят в том, что каждый гражданин имеет два голоса — один отдается за партию, другой — за конкретного кандидата-одномандатника. Если что-то нехорошее произойдет с Грецией и станет ясно, что от Германии потребуются новые миллиарды для ее спасения, то немалая часть электората отвернется от правящей элиты и вполне может отдать свой второй голос нетрадиционной партии, считает Рар.