- ВКонтакте
Человеку, постигающему наследие популярного автора — исполнителя песен протеста Фила Окса, совсем не обязательно вникать в причины военного вмешательства США в Индокитай или выяснять, каких именно прав и свобод не хватало в ту пору меньшинствам внутри самой Америки. Он может даже не понимать языка.
Слушателя завораживает мелодия, интонация, владение гитарой...
И еще один характерный факт иконописного бунтарского прошлого — несмотря на всю шумиху, парижский май не породил ни одной песни, способной стать революционным маршем.
Все, что спели об этом бурном времени Нино Феррер, Жак Дютрон или Клод Нугаро, — не более чем сардонический комментарий не ангажированного человека, ни капли не солидарного с действиями хулиганов и провокаторов.
От действительно талантливых песен на вьетнамскую тему — будь то «Вьетнам» Джимми Клиффа или «Последний поезд в Нюрнберг» Пита Сигера — опять же уцелели только удачные мелодии и качественные аранжировки, а тексты успели безбожно устареть.
Никто ни в какой «Нюрнберг» так и не поехал, а отношение к тем, кто отдавал или выполнял определенные непопулярные приказы, изменилось подчас самым коренным образом.
Однако песни эти волнуют, их стоит послушать и сорок с лишним лет спустя, потому что они возникли явно не как попытка заработать политический капитал.
В эпоху Вудстока и борьбы за мир «благородное» происхождение было для рок-звезды скорей помехой, нежели преимуществом. Даже одаренному, но с детства обеспеченному артисту требовались дополнительные усилия, чтобы доказать свою искренность.
Сегодня все наоборот. Мы прозябаем под гнетом сплоченных династий — дочь профессора поет пост-панк, дочь дипломата снимает кино, падчерица генерала Дракулы выставляется в галерее у правнука Носферату и т.д.
Местечковые плебеи могут только рукоплескать и завидовать.
Чернокожим исполнителям в этом плане когда-то было намного легче. Повезло и сыну сезонного рабочего Элвису Пресли.
Но больше всех повезло рецидивисту по имени Чарльз Мэнсон, провозгласившему библией восстания против Системы безобиднейший «Белый альбом» группы «Битлз», запятнав кровью его неказистую обложку.
Почему-то прекрасные порывы постоянно бывают омрачены проявлениями брутальной жестокости.
Аморальная расправа подверженного амоку белоленточника над собственной женой тоже весьма некстати добавила несколько багровых пятен в отечественный «белый альбом» потенциальных «Варшавянок» и «Марсельез».
В отличие от успешной попытки битлов расширить формат и диапазон материала, работа российских составителей не произвела фурор по одной очевидной причине — вы не найдете там песен уровня Helter Skelter или While My Guitar Gently Weeps.
Реакция простых людей сравнима с реакцией совкового гей-сообщества на камин ауты Боуи, «Виллидж Пипл» или на предельно политизированный («геи против фашизма!») «Том Робинсон Бэнд» — она была предсказуемо нулевой: нам этого не надо, а для личной жизни нам хватает и Пугачевой с «Бони Эм.».
Чтобы вызвать настоящий культурный шок, требуются прирожденные отщепенцы вместо эстетствующих эгоцентриков в цилиндрах или недовольных зарплатой конформистов.
В свое время, при Картере, певица Джоан Баэз, проникшись симпатией к правозащитному движению, посвятила одну (регламент) песню Наталье Горбаневской. Столичные диссиденты остались недовольны — почему только ей, а не всем сразу?!
Американский слушатель вообще ничего не понял.
«Нормальный человек должен говорить, а не петь». Замечанию второстепенного персонажа комедии Александра Галича было суждено получить гротескное подтверждение в конце века, когда песенный жанр себя практически исчерпал.
Рэп и хип-хоп — явления в большей степени социальные, нежели культурные. Еще в восьмидесятых на это не стеснялись указывать ведущие американские рок-критики, устав от попыток обнаружить преемственность черного ритм-энд-блюза в декламациях у Ice-Tи LLCoolJ.
Тем не менее, эти жанры сумели прижиться не только на континенте, но и в горных районах, где никогда не было и в принципе быть не могло никакого интереса к субкультуре больших городов.
И дело тут отнюдь не в проникновении прогресса в отдаленные места, а в провинциализации американского стиля, которому все легче подражать, без риска прослыть клоуном.
Орудием пропаганды хип-хопа сделала не любовь к афроамериканской экзотике, а дешевые и сердитые приемы украинского «майдана».
Но парадокс в том, что протестным и подлинно нонконформным в застойном обществе способен стать материал совсем не крамольный по содержанию или форме.
Правда ради него вряд ли кто-нибудь захочет пожертвовать удобствами симбиоза оппозиции и власти, чьи вкусы часто совпадают как лица близнецов в индийской мелодраме.
Самолет рейса Москва–Лос Анджелес не приземлится в сумеречной зоне Атлантиды, а если даже это и произойдет, пассажиры будут возмущены, потому что летели к своим с копией белого альбома в клюве.
Обе стороны не заинтересованы в чьей-либо победе, не достижимой без магического обмана, на который тем и другим не хватает таланта и выдержки.
«Революцию по телевизору не покажут» — покойный Джил Скотт Хирон удачно назвал свою длинную, но увлекательную пьесу-прогноз.
И пускай на экране уже третий год одни революции, нам интересно послушать интеллектуального рэпера именно потому, что он предпочел не петь, а говорить на тему, не рождающую удачных песен.
Я еще застал старичков, промышлявших рассказами про то, как они, единственный раз в жизни, «видели Ленина».
О ком будут рассказывать лицеистам будущего очевидцы уже позапрошлогодних событий?
Хотя, надо думать, найдут о ком. В крайнем случае, споют Вертинского, которому у нас всегда рады.
Удручает другое. Допустим, «музыка революции» некачественна и невнятна, но ведь и реакция не смогла придумать ничего оригинального. Все те же приемы деникинского Освага, пропагандистские клише «полковых буфетчиков», оправдывающих зверства контрразведки ужасами ЧК.
Народ охотно запоминает и поет песни победителей, даже если победа была добыта силой магического обмана.
От побежденных и проигравших остаются «белогвардейские» романсы, написанные в шестидесятых Городницким или Дольским.
«Всё теперь против нас, будто мы и креста не носили...» и т.п.
Какой латентный дворник, услышав такое, не всплакнет о латентном «барине»?
В данном случае уместнее было бы «будто фенечек мы не носили...»
От коричневых тоже осталась, скажем честно, довольно серенькая «Лили Марлен», которую продолжают выть по клубам жутковатые существа, и «Песня про Хорста Весселя», в основе которой рекламный гимн страховой компании.
Ее тоже горланят — но все реже и в узком кругу.
Иногда нафталин выполняет функцию кокаина.
И только настоящий битловский «Белый альбом» продолжает звучать как новый и уникальный, несмотря на сорок пять лет и жирный слой непропорциональной лести.
Так все-таки... почему, говоря языком белоэмигрантской публицистики, мы не дошли до Москвы? Отчего уже слышали кремлевский перезвон, а в итоге плюхнули в море?
Да потому, что сезон отпусков в разгаре.
А это — святое.