Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Израиле приняли решение продолжить операцию в Рафахе
Армия
Минобороны РФ рассказало о подвигах военнослужащих ВС РФ в зоне СВО
Мир
ЦАХАЛ сообщила о точечных ударах по объектам ХАМАС в Рафахе на юге Газы
Мир
Испания передала Украине партию ракет для систем Patriot
Мир
Госдеп США выразил уверенность в возможности перемирия между ХАМАС и Израилем
Экономика
В России резко вырастет количество «штрафных» камер
Экономика
Трудовые резервы в РФ оценили в 5,6 млн человек
Общество
Ветеран рассказал о службе на Амуре во время войны с Японией в 1945 году
Мир
Шольц заявил о готовности отправить 35 тыс. солдат на помощь союзникам в случае ЧС
Культура
Ко Дню Победы в Театре Пушкина поставили повесть Бориса Васильева
Общество
Жителей Москвы предупредили об аномально холодной погоде
Общество
Рекрутинговые сервисы рассказали о резком росте вакансий для знающих китайский
Экономика
Эксперт рассказал о влиянии периода ухода за детьми на размер пенсии
Мир
NBC News заявил о предположительном задержании в РФ американского военного
Мир
Посольство России высмеяло пост центра NASA о первом американце в космосе
Мир
Байден заявил об угрозе жизни для 1 млн палестинцев в случае операции в Рафахе
Общество
Синоптики спрогнозировали дождь, мокрый снег и до +6 градусов в Москве 7 мая

«Если мы хуже всех, закройте нас, но только не издевайтесь»

Худрук «Школы современной пьесы» Иосиф Райхельгауз — о том, почему 25-й сезон популярного московского театра может стать последним
0
 «Если мы хуже всех, закройте нас, но только не издевайтесь»
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Московский театр «Школа современной пьесы» невесело открыл юбилейный, 25-й сезон. На сборе труппы худрук Иосиф Райхельгауз сообщил, что грядущий сезон может стать для театра последним, о чем он и написал в письме Сергею Собянину. Ответа пока нет. О причинах, побудивших его к этому шагу, г-н Райхельгауз рассказал корреспонденту «Известий».

— О чем идет речь в письме к Сергею Собянину?

— Мое письмо, начиналось словами «Уважаемый Сергей Семенович! Любите ли вы театр? И считаете ли его той кафедрой, с которой можно сказать миру много добра? Я не знаю вашего личного отношения к театру, но предполагаю, что вы разделяете мнение наших великих классиков». Дальше я написал, что, к сожалению, в последние годы в бюджетировании театров Москвы сложилась ненормальная ситуация, когда театры получают совершенно немотивированные деньги. Есть абсолютно ясные и доступные критерии оценки. Критерий этот — посещаемость, признание прессы и профессионального сообщества. Сколько театр не называй «территорией» или «центром», важно, чтобы распродавались билеты. Наш театр — один из самых посещаемых и регулярно гастролирующих. Он честно проработал эти 25 лет, мы выпускали по пять премьер за год. Я очень люблю театр «Школа драматического искусства», который создал мой однокурсник Анатолий Васильев, но билеты на их спектакли не продаются. Тем не менее этот дружественный нам театр получает в год 156 млн рублей. Театр «Модерн» Светланы Враговой (одна премьера в два-три сезона) — 85 млн, в то время как мы получили 52 млн.

 «Если мы хуже всех, закройте нас, но только не издевайтесь» «Если мы хуже всех, закройте нас, но только не издевайтесь»

— Вы обсуждали эту проблему с департаментом культуры?

— В прошлом году я провел замечательную встречу с Сергеем Капковым, я попросил его прибавить нам хотя бы 50% — сказал, мы задыхаемся, работая в убыток. Капков ответил, что не может помочь, потому что бюджетирование было разработано до него. Через две недели я получил утвержденный бюджет, который нам сократили на миллион. Об этом я написал Собянину. И попросил его, чтобы критерии бюджетирования стали прозрачными. Я должен видеть, к примеру, что соседний театр больше ездит на гастроли, больше ставит премьер, больше зарабатывает и потому больше получает. Если мы хуже всех, закройте нас. Попрощайтесь с нами, но не издевайтесь. Мы в октябре сняли свои лучшие спектакли — они убыточны. При полном аншлаге нам выгодно не играть. Так существует сегодня репертуарный театр.

 «Если мы хуже всех, закройте нас, но только не издевайтесь» «Если мы хуже всех, закройте нас, но только не издевайтесь» «Если мы хуже всех, закройте нас, но только не издевайтесь»

— Почему успешные спектакли убыточны?

— Мы не можем продавать билеты по 5 тыс. рублей. У нас самый дорогой билет стоит 2 тыс. А в зале всего 360 мест. Есть труппа из 28 человек, монтировщики, реквизиторы, осветители — всем надо платить. Здесь заведомый убыток. Во всех странах не так много репертуарных театров, они все дотационны. 

 «Если мы хуже всех, закройте нас, но только не издевайтесь» «Если мы хуже всех, закройте нас, но только не издевайтесь» 

— Власти считают, что деятели культуры должны зарабатывать.

— Я скажу вам, что для этого нужно. Нужно сократить труппу минимум на треть — артисты слишком дорого обходятся. Постановки должны стать проще. Скажем, в наш спектакль «Чайка-опереттка» мы приглашаем из «Новой оперы» оркестр, у нас занята вся труппа — хор, балет, оркестр — естественно, спектакль дорогой и оттого убыточный. Если мы будем играть спектакль «Ночь с незнакомцем» — мелодраму на четверых артистов, которая с удовольствием продается, он даст прибыль. Вот и я сейчас репетирую спектакль с Филозовым и Веденеевой («Потерпевший Гольдинер». — «Известия»). Интересная мелодраматическая история. Я впервые буду сценографом спектакля, потому что нет денег. Пять таких спектаклей — и получится антреприза, которая ездит по городам и весям, не платит налоги. От нас этого хотят? Такими темпами мы и театр скоро освободим. 

«Школа современной пьесы» вступила в новый сезон с долгом 3,5 млн

 Юбилейный, 25-й сезон «Школа современной пьесы» вынуждена провести в режиме жесткой экономии. Худрук Иосиф Райхельгауз откровенно признался, что театр находится в тяжелом финансовом положении, на нем висит долг, многие артисты, как и сам худрук, до сих пор не получили отпускные. 

В новом сезоне театр вынужден будет отказаться от своих самых успешных спектаклей, многие из которых убыточны. Билеты на них раскупаются, но сборы постановки не окупают.

В целях экономии большая часть артистов перейдет только на бюджетные зарплаты, речь идет о 12–13 тыс. рублей в месяц. Обращаясь к присутствовавшей в зале Евгении Шерменевой, заместителю главы департамента культуры Москвы, Райхельгауз заявил, что находится в отчаянии, потому что не знает, как спасать театр.

В ответ г-жа Шерменева сказала, что помочь театру может только мэр, «потому что бюджет города Москвы регулируется мэром и Мосгордумой».

— Мы распоряжаемся только бюджетом, который приходит в департамент культуры, он определен, он уже сделан. И в рамках этого бюджета мы можем только у кого-то забрать, чтобы отдать другому, — пояснила чиновница.

Вопреки мрачному настроению худрук объявил будущие планы.

Первой премьерой сезона станет «Лондонский треугольник» — пьесу о сложных любовных отношениях Тучковой-Огаревой (ее сыграет Джульетта Геринг), Огарева (Александр Галибин) и Герцена (Александр Гордон) поставят Дмитрий Астрахан в соавторстве с Владимиром Рубановым. В октябре Иосиф Райхельгауз должен выпустить спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина», а в январе спектакль для Татьяны Веденеевой и Альберта Филозова «Потерпевший Гольдинер». На апрель намечен спектакль по «Варшавянке» Дмитрия Быкова, на лето — мюзикл «Шинель» с музыкой Максима Дунаевского. 

 «Если мы хуже всех, закройте нас, но только не издевайтесь» «Если мы хуже всех, закройте нас, но только не издевайтесь»

Комментарии
Прямой эфир