Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
Курс доллара впервые с 30 октября 2023 года поднялся выше 94 рублей
Экономика
В России самозанятые поставили госкомпаниям товаров и услуг на 2 млрд рублей
Мир
Иордания усилила воздушное патрулирование границ после атаки Ирана на Израиль
Мир
Пентагон указал на «серьезную угрозу» дронов и ракет Ирана
Экономика
ФАС возбудила дело в отношении Альфа-банка из-за рекламы ипотеки
Общество
В Донецке задержали руководителя промышленного объекта за дачу взятки
Политика
Кудрявцев стал первым мэром Новосибирска после отмены прямых выборов
Общество
В Тюменской области начали срочную эвакуацию двух районов региона из-за паводка
Происшествия
В Орске заявили об угрозе прихода воды из-за перелива на границе с Казахстаном
Происшествия
Средства ПВО уничтожили украинский МВШ в небе над Курской областью
Происшествия
Над Белгородской областью уничтожено три украинских дрона
Общество
Задержан подорвавший машину экс-сотрудника СБУ в Москве украинский агент
Общество
Камчатка стала участником программы стимулирования занятости
Экономика
Мишустин сообщил о рекорде в 4,2 трлн рублей товарооборота РФ и Белоруссии
Общество
Блогера-сыроеда Лютого приговорили к 8 годам колонии по делу о смерти ребенка
Мир
Reuters сообщило о сорванных Киевом переговорах о судоходстве в Черном море

Минфин пытается сократить экспорт дизельного топлива

С помощью снижения акцизов на дизтопливо класса «Евро-5»
0
Минфин пытается сократить экспорт дизельного топлива
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Марат Абулхатин
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Министерство финансов предлагает изменить ставки акцизов на дизельное топливо, с тем чтобы насытить российский рынок более качественной продукцией. Для этого чиновники хотят понизить ставки акциза на дизтопливо класса «Евро-5» и, наоборот, повысить для менее качественного «Евро-4». В теории это должно заставить нефтепереработчиков увеличить производство «Евро-5» и частично переориентировать его поставки с внешнего на внутренний рынок.

В распоряжении «Известий» оказалась копия документа с расчетами Минфина к совместному с Федеральной антимонопольной службой (ФАС) совещанию, которое прошло в начале августа. Мероприятие было посвящено вопросам ценообразования на внутреннем рынке товарных топлив. По информации Минфина, 60% произведенного в России дизтоплива «Евро-5» уходит на экспорт, а внутри страны продается топливо более низкого качества, причем российский покупатель вынужден переплачивать по сравнению с европейским. Поэтому Минфин предложил увеличить разницу в размере акциза между классами дизеля. C 1 июля текущего года ставка акциза на дизельное топливо класса «Евро-4» составляет 5,1 тыс. рублей за 1 т, на дизель «Евро-5» — 4,5 тыс. На дизель «Евро-3» — 5,86 тыс. рублей за 1 т. То есть разрыв между акцизами за дизель «Евро-3» и «Евро-5» составляет 1360 рублей. 

В качестве удачного примера приводится ситуация с бензином, где разница в акцизах на «Евро-3» и «Евро-5» достигает 4 тыс. рублей, что стимулирует компании производить более качественное топливо и продавать его прежде всего в России, а не гнать на экспорт.

Как следует из расчетов Минфина, доля потребления бензина «Евро-5» с начала 2012 года неуклонно растет. Если в I квартале 2012 года из 8,36 млн т бензинов доля «Евро-5» составляла лишь 0,3%, то через год она увеличилась до 54% от общего количества товарных бензинов (исходя из объема в 8,74 млн т в квартал). В то же время доля потребления дизельного топлива «Евро-5» внутри страны растет медленнее: в I квартале 2012 года она составляла 9,2% из 7,64 млн т, а через год — 39% от общего количества проданного на внутреннем рынке дизеля (исходя из объемов 7,76 млн т). 

На АЗС цена дизельного топлива «Евро-3» и «Евро-5» практически не отличается, в то время как цена экспортной альтернативы пока ниже, чем цена нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) для внутреннего рынка на этот вид топлива. В январе текущего года, по информации из документа Минфина, 1 т дизельного топлива «Евро-5» внутри страны на НПЗ стоила 28 960 рублей, при поставке на экспорт — 28 895 рублей, в июне 2013 года — 28 869 рублей за 1 т на внутреннем рынке и 26 853 рубля при поставке на экспорт.

По сообщению источника в Минфине, осенью планируется провести совещание под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова на тему ценообразования на внутреннем рынке дизельного топлива. Собеседник отметил, что на уровне вице-премьера планируется получить одобрение схемы изменения дифференциала акцизов, и тогда Минфин будет готов сделать предметные расчеты. Сейчас же обсуждаются различные варианты корректировки ставки акциза. В частности, предлагается понизить акциз на дизельное топливо «Евро-5», немного поднять акциз на дизель «Евро-4», оставив акциз на «Евро-3» на прежнем уровне, поскольку по нему строится ценообразование на этом рынке. Возможно, вся линейка акцизов будет проиндексирована пропорционально, но с расчетом увеличения разрыва между ставками акцизов на дизельное топливо «Евро-3» и «Евро-5».

Официальный представитель «Лукойла» заявил, что инициатива Минфина будет способствовать стимулированию производителей качественного топлива. Источник в другой крупной нефтяной компании считает, что нововведение поможет нефтяникам, вырабатывающим преимущественно «Евро-5», окупить свои затраты на модернизацию заводов и стимулирует их к насыщению внутреннего рынка дизтопливом «Евро-5». А проиграют от новых акцизных схем компании, у которых модернизация НПЗ еще в процессе, например «Сургутнефтегаз».

По данным ИГ «Петромаркет», за первое полугодие 2013 года было произведено 34,9 млн т дизтоплива, из них дизтопливо «Евро-5» составило 38% (13,3 млн т). На экспорт ушло 6,6 млн т этого вида дизеля (50%). При этом доля производства дизельного топлива «Евро-3» составила 12,3 млн т, 40% этой доли ушло на экспорт (7,8 млн т). Доля «Евро-4» на рынке дизельного топлива — всего 11% от общего количества производства, причем всего 4% его объемов идет на экспорт. По данным ЦДУ ТЭК, отгрузка на внутренний рынок дизельного топливо класса «3» и выше за семь месяцев с начала года упала на 7,4%, или 1,2 млн т по сравнению с началом года. При этом «Лукойл», «Башнефть», «Сургутнефтегаз» и «Газпром нефтехим Салават» экспортировали больше дизтоплива, чем отгружали на внутренний рынок. 

По оценке замначальника отдела анализа и маркетинговых исследований ИАЦ «Кортес» Александра Шкурина, любое изменение акцизной политики на дизельное топливо приведет к росту стоимости на внутреннем рынке сразу всей его линейки. По его мнению, по итогам реализации мер Минфина по корректировке акциза производство и реализация дизельного топлива «Евро-5» может вырасти, однако его экспорт останется все равно на высоком уровне, так как внутренний рынок просто не нуждается в таком количестве дизеля, которое производят отечественные НПЗ. Ведь большинство автомобилей все-таки потребляют бензин (около 80% общего числа автопарка в стране).

Директор по развитию бизнеса независимого агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов полагает, что по итогам снижения акциза на «Евро-5» цены на дизельное топливо внутри страны не вырастут и не упадут, снизится лишь размер экспортного паритета. При этом маржа производителей дизеля «Евро-5» вырастет, что позволит таким компаниям быстрее окупить свои инвестиции в модернизацию НПЗ.

Комментарии
Прямой эфир