Льву Пономареву нашли бесплатный офис на Каланчевской

Мэрия Москвы подобрала новый офис для движения Льва Пономарева «За права человека» и партнерских организаций — фонда «В защиту прав заключенных» и правозащитной организации «Горячая линия». Теперь они будут располагаться за Садовым кольцом по адресу Каланчевская, 47.
— Нам передадут в безвозмездное пользование на 49 лет площадь в обычном жилом доме, которая находится в муниципальной собственности, — рассказал «Известиям» Пономарев. — По размеру офис будет примерно таким же, как прежний (предыдущий офис в пределах Бульварного кольца занимал 270 кв. м. — «Известия»). Единственная проблема — там надо делать ремонт, а он обойдется приблизительно в 1,7 млн рублей. Таких денег у нас нет, потому что гранты мы можем тратить только на правозащитную деятельность.
Без места движение Льва Пономарева осталось два месяца назад. 21 июня в офис правозащитников по адресу Малый Кисловский пер., 7 пришли сотрудники полиции и потребовали освободить помещение. Они действовали согласно предписанию департамента имущества Москвы, представители которого утверждают, что за три месяца до того уведомили руководство движения о необходимости освободить занимаемое помещение. Официальная причина — неуплата движением «За права человека» арендной платы. Сотрудники офиса отказались покинуть офис. Версии дальнейших событий разнятся. По сообщениям членов движения, сотрудников выдворили силой, при этом некоторые из них были избиты. Пресс-служба ГУ МВД опровергла заявление о применении силы. Там сообщили, что сотрудники полиции находились около офиса для обеспечения общественного порядка после письменного уведомления правительства Москвы о проведении выселения. Полиция не принимала никаких силовых мер, а «мероприятие» проводилось силами частного охранного предприятия.
Этот случай вызвал большой общественный резонанс, за правозащитников вступились Уполномоченный по правам человека Владимир Лукин и председатель Совета при президенте по правам человека Михаил Федотов. После этого помочь движению вызвались в мэрии. Как рассказал Пономарев, Сергей Собянин поручил подобрать помещение Пономареву и.о. заместителя мэра по вопросам имущественно-земельных
отношений Наталье Сергуниной. В августе Пономареву предложили помещение,
которое ему понравилось.
— В июле я лично встречался с
Сергеем Собяниным. Встречу организовал председатель Совета при
президенте по правам человека Михаил Федотов, он также присутствовал на
встрече. Я тогда передал Собянину письмо с просьбой предоставить
помещение, аналогичное тому, какое движение «За права человека» занимало
ранее, — 270 кв. м, и тоже в Центральном округе Москвы. Собянин дал
положительную резолюцию, — говорит Пономарев.
Сейчас, по словам Пономарева, власти документально оформляют передачу недвижимости.
— Московские власти таким образом пытаются загладить инцидент с выселением движения. Желание Собянина понятно, — говорит исполнительный директор ассоциации «Голос» Лилия Шибанова.
Выделение офиса организациям Льва Пономарева — признак того, что мэрия считается с общественным мнением, полагает председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева.
— Это отрадно. Может, это связано с выборами, а может, действительно исправляются — посмотрим. Во всяком случае, я рада, что им дали помещение, — отмечает Алексеева.
По мнению вице-президента Центра политических технологий Алексея Макаркина, российская власть опасается, что через НКО западные страны будут играть против нее же. С точки зрения Кремля, отсутствие западного фактора снижает угрозу безопасности страны. Следовательно, с одной стороны, есть кнут, когда некоммерческие организации могут быть объявлены иностранными агентами, что связано с организационными и имиджевыми проблемами. И есть пряник — на случай, если организации не будут получать иностранные гранты.
— Также есть фактор Сергея Собянина. Он управляет крупнейшим мегаполисом, в котором представлены разные интересы. Большинству граждан проблемы правозащитников малоинтересны. Но есть активное меньшинство, значительная часть среднего класса, для которого подобные организации важны, а их существование для него означает, что Россия не идет по пути диктатуры и изоляции. Так что для Собянина урегулирование ситуации важно и в контексте выборов, и в плане минимизации раздражителей для подобных активных групп, — рассуждает Макаркин.
Сейчас организации Пономарева временно расположились в офисах других правозащитников — Московской Хельсинкской группы и Независимого совета по правам человека.