Британия торопится обогнать США в мести Асаду

Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон вынес 29 августа на голосование в парламенте «вопрос о вооруженном вмешательстве во внутренние дела Сирии». Законодатели были вызваны из отпусков на экстренную сессию палаты общин. Однако лейбористы, имеющие славу ястребов, неожиданно превратились в голубей: они предупредили, что не поддерживают жесткую линию кабинета.
Их глава Эд Милибэнд потребовал гарантий, что никакие решения о начале операции не будут приняты до тех пор, пока эксперты ООН, проверяющие до 31 августа в Сирии факты применения химоружия, не сделают свое заключение. И лишь после этого он предлагает обсуждать, что делать с Сирией.
— Использование химоружия, идущее вразрез с международными правилами, нельзя игнорировать. Но вначале мы хотим убедиться, что эта информация соответствует действительности, — сказала «Известиям» член Лейбористской партии Хелен Гудман. — Говорят, что у правительств Великобритании и США есть еще какие-то доказательства — так пусть они их обнародуют. Любые действия должны быть обоснованными и законными.
Примечательно, что накануне в Совбезе ООН не прошло предложение Кэмерона принять новую резолюцию, позволяющую Западу нанести удар по Сирии, — делегации России и Китая демонстративно покинули зал заседаний.
Но почему Лондон так торопится покарать Асада, стремясь опередить даже США? Официальная версия — стремление прекратить страдания сирийского народа, пресечь возникновение новых очагов терроризма на Ближнем Востоке и не дать конфликту распространиться на соседние страны.
Однако эксперты считают, что у правящей коалиции во главе с Кэмероном есть достаточно внутренних и международных причин для такой активности, которые официально не произносятся вслух.
Лондон уже давно плотно увяз в сирийском кризисе, действуя через Катар, полагает руководитель постоянной делегации Совета Федерации в Азиатской парламентской ассамблее Рудик Искужин. Через Доху, в частности, налажен один из главных каналов снабжения сирийских боевиков оружием и снаряжением.
— Складывается ошибочное представление, что Катар на Ближнем Востоке, образно говоря, «боксирует» не в своей дипломатической весовой категории, — говорит он. — Но это не так. Действиями Дохи давно и умело руководят англичане.
По словам сенатора, вся экономика Катара находится под контролем английских компаний.
— Конечная цель британцев — развалить Сирию на несколько частей, неспособных отстаивать свои национальные интересы, и получить возможность беспрепятственного транзита газа через эту территорию в Европу, составив конкуренцию российским поставкам, — полагает Искужин.
Речь не идет об углеводородах в самой Сирии, ее доказанные запасы слишком малы. Однако к востоку от Дамаска расположены нефтеносные Ирак и страны Персидского залива.
— Сегодня Катар, обладающий 25 трлн куб. м природного газа (запасы России — 50 трлн куб. м), не имеет доступа к газопроводам и вынужден продавать свое топливо только в сжиженном виде, — пояснил партнер компании «2К Аудит — Деловые консультации/Морисон Интернешнл» Иван Андриевский.
При этом, по его словам, производство сжиженного газа является чрезвычайно затратным. Для сокращения расходов Катару требуются трубопроводы, чтобы поставлять природный газ в Европу. Там его ждут — европейские государства заинтересованы в диверсификации газовых поставок, поскольку недовольны стоимостью природного газа от «Газпрома».
Средняя цена тысячи кубов газпромовского газа для стран Европы составляет $400. При этом его стоимость на внутреннем рынке России — порядка $100, а в США местный газ еще дешевле — около $80.
Впрочем, замгендиректора ВНИИ «Зарубежгеология» Владимир Высоцкий не считает, что тянуть через Сирию трубопроводы — хорошая идея.
— Даже если Западу удастся свергнуть Асада, гражданская война там не остановится. Для успокоения страны понадобится не один год при любом политическом раскладе, — говорит он. — Между тем эффективно работают традиционные маршруты перевозки морем, а Оман проложил через свою территорию новый трубопровод, чтобы танкеры можно было заправлять, не заходя в Персидский залив.
Однако такая альтернатива, похоже, как раз и не устраивает Лондон, который хочет взять весь процесс под свой контроль.
У Кэмерона, чей кабинет четко ориентируется на крупный британский бизнес, есть также цель поддержать свой ВПК, банковский и строительный бизнес, которые ждет явное оживление после успешного для Запада завершения сирийской кампании.
— Интересы членов нынешнего британского правительства настолько переплетены с крупным капиталом, что кабинет даже называют «раем для лоббистов», — отметил эксперт по Британии из Фонда гражданского развития общества Максим Минаев.
Он напомнил, что в Ливии нефтяная группа, куда входит и Британия, смогла заключить выгодный контракт с тогда еще переходным правительством в Бенгази. Этот альянс успешно действует до сих пор.
Еще одна задача Кэмерона — усилить позиции своей партии на внутриполитической арене.
— В 2015 году в Соединенном Королевстве пройдут парламентские выборы. И Кэмерон заранее начал к ним подготовку, — сказал Минаев. — Удар по Сирии под предлогом защиты той часть сирийского народа, которая в оппозиции Асаду, может рассматриваться как один из способов поднять популярность консерваторов.
Эксперт считает, что Кэмерону не дает покоя пример Маргарет Тэтчер. Ее решительность во время войны за Фолклендские острова в 1982 году помогла позднее ее партии выиграть выборы.