Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Операторы БПЛА уничтожили САУ «Акация» ВСУ на южнодонецком направлении
Общество
Герой России Цыдыпов указал на важность встреч военнослужащих с Путиным
Мир
Американский политолог указал на детали сделки Украины и США по минеральным ресурсам
Мир
Келлог опроверг выход США из посредничества по урегулированию кризиса на Украине
Общество
В Херсонской области участники СВО провели школьникам урок мужества
Мир
В Минэке РФ заявили о росте товарооборота с Абхазией
Мир
Трамп заявил о большой выгоде для США в рамках сделки по ресурсам
Мир
Бюджетные послабления для плана милитаризации запросили 12 стран ЕС
Мир
Депутаты ГД предложили учредить медаль ордена «За доблестный труд»
Мир
Кая Каллас допустила сохранение санкций ЕС против РФ при их снятии США
Спорт
Овечкин открыл счет «Вашингтону» в матче НХЛ против «Монреаля»
Мир
Москва и Минск откроют в Смоленске туристский центр Союзного государства
Мир
В столице Венесуэлы подняли гигантское Знамя Победы в честь 80-летия Победы в ВОВ
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии оснований для конфискации активов в Швейцарии
Мир
ЦТАК назвало знаменательным моментом строительство моста на границе РФ и КНДР
Мир
Бразилия выступила за сотрудничество в БРИКС по борьбе с терроризмом
Общество
Корабль «Прогресс МС-30» увел МКС от столкновения с космическим мусором

Грузия пытается извлечь пользу из демарша Армении по отношению к ЕС

Обжегшийся на Ереване Евросоюз спешит подписать соглашение об ассоциации с Тбилиси
35
Грузия пытается извлечь пользу из демарша Армении по отношению к ЕС
Фото: REUTERS/David Mdzinarishvili
Выделить главное
Вкл
Выкл

Решение Армении вступить в Таможенный союз (ТС) вызвало смятение в Евросоюзе. Еще бы, отличник евроинтеграции резко повернул на восток. С Грузией такой кульбит вряд ли произойдет. Но Брюссель решил не рисковать и ускорить процесс заключения  соглашения об ассоциации с Тбилиси.

Да и сама Грузия, как выяснилось, была не прочь использовать демарш Армении себе во благо. Детали стали известны во время четырехдневного визита премьера Бидзины Иванишвили в Латвию и Эстонию, который завершается 9 сентября. Знаковыми стали его переговоры в Риге с министром иностранных дел Польши Радославом Сикорским. Немаловажная деталь: они заранее не афишировались.

После этих консультаций глава польской дипломатии объявил, что «существует решение не только о парафировании соглашения об ассоциации Грузии с ЕС, но и об ускорении процесса его подписания». Ранее ожидалось, что оно будет парафировано 28–29 ноября на саммите «Восточного партнерства» в Вильнюсе.

Уже находясь в Эстонии, Иванишвили предположил, что подписать документ удастся следующей весной. Напомним, что Евросоюз уже объявил, что не собирается парафировать соглашения об ассоциации и создании зоны свободной торговли с Арменией, так как Ереван готовится к членству в ТС. Главным препятствием для Грузии считались заявления некоторых влиятельных западных политиков, особенно руководителей Народной партии Европы, о преследовании политических оппонентов. Особенно болезненно «народники» воспринимают содержание под стражей генсека саакашвилевского «Единого национального движения» (ЕНД), бывшего премьер-министра Иванэ Мерабишвили, которому грозит до 17 лет лишения свободы. Судебный процесс над ним стартует в октябре.


В Прибалтике Иванишвили, видимо, почувствовав конъюнктуру момента, сделал целый ряд смелых заявлений. Он сказал, что «не приемлет критику конкретных американских или европейских политиков, что Грузия сбилась с западного пути». Народ и власть, по его словам, хорошо осознают, что европейская и евроатлантическая интеграция — это единственный путь, который «позволит стране построить демократию европейского типа».

Кроме того, европейскую бюрократию могло обеспокоить заявление Иванишвили на пресс-конференции в Тбилиси, предшествовавшей прибалтийскому турне. Премьер на вопрос об отношениях Грузии и Евразийского союза в будущем сказал: «Почему бы и нет». На следующий день, после критических выпадов оппонентов из ЕНД, он выступил со специальными разъяснениями, смысл которых заключается в том, что «краеугольный камень развития страны — в европейском и евроатлантическом выборе, однако если в будущем что-то для Грузии будет лучше, почему бы и нет».


О том, что после событий вокруг Еревана у Тбилиси появилось больше пространства для маневра и политического торга с ЕС, свидетельствуют и слова министра иностранных дел Майи Панджикидзе.

— Раз уж мы выполнили наше домашнее задание, теперь мы нуждаемся в четком сигнале от Евросоюза, что мы также важны для него, как ЕС для нас, — заявила она. — Этого мы ждем в Вильнюсе на ноябрьском саммите.

По ее словам, Грузия заслужила, чтобы ее рассматривали не как соседа для стран Европы, а как «европейского соседа».

— Мы нуждаемся в четком послании, что можем рассматриваться как европейское государство, — добавила глава внешнеполитического ведомства.

С тем, что ситуация меняется в пользу Тбилиси, согласны и грузинские эксперты.

— Она создает новые вызовы для грузинской дипломатии. Как будет использован Грузией армянский демарш, зависит от эластичности и способности к креативу нашей стороны, — считает ректор тбилисской Дипломатической академии Сосо Цинцадзе. — Я бы не спешил впадать в эйфорию от заявления Сикорского. Вот если то же самое сказали бы Франция и Германия, это было бы весомеее.

В любом случае, по его мнению, только Вильнюсский саммит ЕС покажет, что «реально светит грузинам». И если Грузия в итоге получит от Евросоюза то же, что и Армения, то в чем тогда цена сближения с ЕС?

— Но если Еревану откажут, а нам откроют перспективы, то это будет очевидный сигнал Запада: будьте осторожны в плане интеграции с Россией, — полагает он.

— Стратегия интеграции Грузии в европейские структуры — это решение граждан нашей страны, которое не подлежит изменению в связи со сменой правительства, — заявил председатель комитета по внешним связям парламента Грузии Тедо Джапаридзе. — Мы осознаем, что это долгосрочная повестка дня и ее реализация зависит в первую очередь от становления самой Грузии как демократического государства, в котором на принципах законности функционируют демократические институты.


Вместе с тем, по словам Джапаридзе, «всё это не исключает, конечно, добрососедских отношений с окружающими нас государствами, в первую очередь — с Россией».


— Нормализация отношений с нашим большим северным соседом является приоритетом нового правительства. Но мы также понимаем, что и это долгосрочный процесс, — отметил руководитель парламентского комитета.

Последний европейский  экзамен перед саммитом в Вильнюсе Грузия должна сдать 27 октября на выборах президента. Правящая коалиция «Грузинская мечта» обещает провести их беспрецедентно демократически. Однако оппоненты из ЕНД настаивают, что их активистов продолжают притеснять, особенно в регионах.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности