Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
В Бразилии начали проверку после сообщений о минировании посольства России
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Общество
Синоптики предупредили москвичей о грозе 27 апреля
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Общество
Число китайских студентов в России выросло до 41 тыс.
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Мир
МИД Польши раскритиковал Дуду за заявление о ядерном оружии
Мир
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство БПЛА

С упреками к народу

Писатель Анна Федорова — о том, чего не следует делать Алексею Навальному
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Выборы мэра в Москве оставили двоякое впечатление. С одной стороны, это была интересная кампания: за ней с огромным интересом следила вся политизированная тусовка, все эксперты. А с другой стороны, вот парадокс, рядовому избирателю шоу «Выборы мэра» как-то не пришлось по сердцу, и явка составила чуть больше 30%. Напоминаю, что избирком предсказывал явку в районе 50%, и такую разницу на погрешность прогнозов не спишешь.

Вы сами ходили на выборы, кстати? Или решили, что ну их?

Интрига московских выборов была проста как пирожок, продающийся в буфете на избирательном участке. Какой процент получит Собянин, стремящийся к новым основаниям своей легитимности? И сколько получит Навальный, пытающийся у него эту легитимность отобрать и ведущий при этом не столько московскую, сколько федеральную кампанию, с прицелом на будущее?

Ошиблись не только те, кто прогнозировал высокую явку. Ошиблись и социологи, предсказывавшие распределение голосов: шестьдесят с хвостиком за Собянина, до двадцати за Навального, хороший результат у Мельникова... Да-да, у Мельникова. Я знаю, что некоторые люди, не желающие поддерживать ни Собянина, ни Навального, склонялись в итоге к совершенно алогичному для них при другом раскладе голосованию за коммуниста Мельникова. Так выглядел их протест. Но их оказалось немного, а из менее замысловатых соображений голосовать за Мельникова никто что-то и не пошел.

Эти выборы показали, насколько важно не просто проинформировать избирателей, но и мобилизовать их. Высокий результат Навального — это именно следствие мобилизации. Для ядерной аудитории Навального эти выборы обладали огромным, почти религиозным значением, а неучастие в них приравнивалось к предательству. Обратите внимание, как яростно и гневно оппозиционные активисты сегодня писали о низкой явке, проклиная ленивых и равнодушных избирателей, не желающих «изменять Россию, начиная с Москвы».

Если бы «дисциплинированный электорат» (то самое «молчаливое большинство», да-да) нашел бы в себе мотивацию дойти до участка, победа Собянина могла бы стать демонстрацией сокрушительного превосходства технократа над блогером. И это вопрос к технологам его кампании.

Впрочем, невероятно низкая явка — симптом нежелания общественных перемен, это молчаливое «меня все устраивает» (или просто «отстаньте от меня»). Человек, не пошедший на выборы, косвенно поддерживает Собянина — и часто сам отдает себе в этом отчет. Для оппозиции это плохие новости. Получается, что Навальный не сработал на вовлечение пассивных и колеблющихся избирателей. Получается, что нет никакого однозначного выбора между «добром и злом», далеко не каждый хочет занимать позицию в этой борьбе, и две трети избирателей предпочли устраниться в пользу дачи и дивана. И 30% Навального — это на самом деле 10% от избирателей Москвы, хорошо известное либеральное ядро, не растущее со временем, как ни старайся.

И тем не менее высокий относительно ожиданий результат Навального он может хорошо использовать — собственно, для превращения из несистемной оппозиции в системную. Для этого достаточно просто улыбаться и благодарить своих избирателей. Но он выбрал другую стратегию.

Еще день назад никто в штабе Навального всерьез и не думал о втором туре. Но сейчас они ведут себя так, словно были уверены в нем — и вот Навальный отказывается признавать результаты выборов, обвиняя власть в фальсификациях. «Если не будет второго тура — выборы нечестные», — заявляет начальник его штаба. Параллельно с этим протестующие пишут в Twitter: «Как же так можно... такой маленький разрыв... мог бы быть второй тур... если бы проголосовали... но вы не пошли на выборы... и у нас руки опускаются». Бодрые призывы прийти и проголосовать постепенно превращаются в упреки, агитация — в эмоциональный шантаж. Каждый, каждый, кто не проголосовал за Навального, должен почувствовать себя виновным.

О, я знаю, что это. Это «разочарование в народе» — чувство, знакомое любому русскому интеллигенту начиная с XIX века. Мы были хороши и убедительны, улыбались и очень старались, но народ взглянул на нас мутными глазами и куда-то ушел. Не на выборы. Вот же. Теперь мы не любим этот народ.

Нет, серьезно. Сегодня я видела в Twitter, как люди публично ругали своих родителей — за то, что они не пришли на выборы и не проголосовали за Навального. Упреки, упреки — и в адрес власти, и в адрес потенциальных избирателей. Так успехи превращаются в поражения.

В последнее время все говорят о повышении конкурентности в политическом пространстве; сегодня мы увидели результаты. И не только в Москве. Полезно сравнить с кампанией Навального кампанию Ройзмана в Екатеринбурге. Ее называют самой жесткой и конфликтной из всех региональных кампаний этого года, а я бы назвала ее несколько истерической — в частности, из-за скандалов и заметного присутствия черных технологий. Сегодня все задавали себе пресловутый вопрос «ДА или НЕТ?» применительно к Ройзману, а не к Навальному. Экзит-поллы показывали разные цифры, обещая победу Силину или Ройзману, с крохотным перевесом то в ту, то в другую сторону. Вот где был триллер, и вполне можно было ожидать фальсификаций. Но сейчас победа Ройзмана официально признана. Как бы кто к нему ни относился, его победа — это результат политической конкуренции.

Ройзман вел кампанию, не угрожая никому массовыми митингами и непризнанием результатов выборов. Единственное, чего сможет добиться Навальный с помощью шантажа и обещаний «новой Болотной», — вернуть себе маргинальный статус бунтаря и разоблачителя. И все начнется сначала. На следующей кампании будет не проще, а сложнее. 

Комментарии
Прямой эфир