Четверг, 25 мая 2017
13 сентября 2013, 00:01 Юлия Козленкова, Мария Шаталова

В столице предлагают запустить «торговлю на выбывание»

Начинающие рестораторы хотят торговать модной уличной едой на льготных арендных условиях, при этом наименее успешные участники будут выбывать из проекта каждые два месяца

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов

Объединение начинающих рестораторов «Местная еда» предложило столичным властям запустить экспериментальную площадку уличной еды, которая будет работать в течение года. Как рассказал «Известиям» и.о. главы московского департамента торговли и услуг Алексей Немерюк, обе стороны встретятся в ближайшие дни, чтобы обсудить все детали. Планируется, что город предоставит участникам 5–10 киосков в проходном месте, а каждые два-три месяца наименее успешный предприниматель будет уступать место следующему участнику. Попасть в проект смогут только юрлица (компании или индивидуальные предприниматели), у которых есть все необходимые документы. 

Куратор «Местной еды» Анастасия Колесникова рассказала «Известиям», что комиссия, которая выберет участников эксперимента и станет «вести» их, будет состоять из экспертов различного профиля.

— Конкурс будет проходить в формате презентации и, возможно, дегустации. Членов жюри подберем так, чтобы оценить проект с разных сторон. Например, мы посмотрим на концепцию, рестораторы — на формат еды, представители департамента торговли — на соответствие нормативам, — рассказала она. — Возможно, мы позовем кого-то из зарубежных экспертов, которые запускали подобные проекты, чтобы они поделились своим опытом.

По словам Колесниковой, в процессе работы на городских маркетах еды выяснилось, что оптимальный вариант для начинающих предпринимателей — формат уличной еды. Однако арендовать даже небольшой киоск на 9–12 кв. м очень дорого: для участие в аукционе надо заплатить порядка 5 млн рублей. 

— Мы будем просить условия, при которых аренда составит не более 20% оборота, который высчитывается исходя из проходимости точки и среднего чека, — говорит куратор. 

В то же время Колесникова отметила, что арендую плату не нужно убирать полностью, иначе молодые рестораторы окажутся в тепличных условиях. 

— У претендентов на участие в проекте должен быть необходимый пакет документов: медкнижки на всех сотрудников, сертификаты на полуфабрикаты, разрешение на торговлю, — поясняет она.

Колесникова предполагает, что выбывать участники будут в первую очередь по экономическим причинам, например, в связи с невозможностью заплатить за аренду. Планируется, что все участники станут вести свои блоги и описывать, как проходит эксперимент, какие проблемы у них возникают, как отзываются покупатели и т.д.

Директор по развитию компании «Маркон» (сеть «Стардог!s») Сергей Рак отметил, что занять выгодную позицию на улице самостоятельно начинающим предпринимателям может быть действительно сложно.

— До 2011 года места для торговли распределялись комиссиями в префектурах, и каждый проект рассматривался индивидуально, — говорит Рак. — Логика чиновников была примерно такая: этой сети люди доверяют, поэтому ей можно отдать место в центральных зонах района, эта торгует хлебобулочными изделиями, ей нужно отдать место возле жилых домов и так далее. Места распределялись бесплатно, в городскую казну никаких средств не шло. С 2011 года правила изменились, в префектурах стали проводиться аукционы.

Рак добавил, что сейчас аренда торгового места на расстоянии 100 м от входа в подземку (ближе 25 м от метро размещать торговые точки запрещено. — «Известия») в среднем стоит 150 тыс. рублей в месяц. Контракт с предпринимателем заключается на три года, в течение которых каждый квартал городу в равных долях выплачивается сумма, с которой бизнес выиграл место на аукционе. 

Эксперт уверен, что проект позволит привлечь внимание к отрасли уличного общепита в целом.

— Если палатка нового необычного проекта будет располагаться дальше от метро, чем торговая площадка раскрученного бренда, люди, конечно, выберут последнюю, — считает он. — Тем не менее, если они будут стоять рядом, люди с большей вероятностью захотят попробовать что-то новенькое, при условии, что сама палатка и еда будут выглядеть привлекательно. Несмотря на это, нельзя сказать, что новые индивидуальные проекты смогут потеснить существующие сети, у которых сотни палаток по всему городу. Но они точно привлекут внимание к сфере в целом, что благоприятно скажется на всех представителях бизнеса.

Ресторанный эксперт компании Buffet Group Владимир Воронский полагает, что уличная еда — это выгодный сектор, этот бизнес окупает себя за период от месяца до года в зависимости от проходимости места. 

— Аренда — это непредсказуемая вещь: есть 50-метровое помещение за 100 тыс. рублей в месяц на Новом Арбате, а есть 8-метровое на Бауманской по той же цене, — говорит эксперт. — В то же время 20% от оборота — это не льготная ставка, это средняя цифра, которую отдает среднестатистический московский ресторан за аренду.  

Воронский отметил, что киоск в проходном месте действительно стоит дорого, поэтому преференции для молодых предпринимателей необходимы.

Наверх
Наверх