Мизулина потребовала проверить факты торговли российскими детьми в США

Глава комитета по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина («Справедливая Россия») от имени комитета написала запросы министру образования Дмитрию Ливанову и генпрокурору Юрию Чайке, в которых просит проверить информацию агентства Reuters о наличии в соцсетях онлайн-групп приемных родителей из США, обменивающихся информацией об усыновленных детях, в том числе и из России.
Недавно статья-расследование была переведена на русский язык и перепечатана в российских СМИ.
В частности, как говорится в запросе, «если усыновители не справлялись с возникшими психологическими проблемами или проблемами со здоровьем ребенка, у них не складывались отношения с ребенком, то они размещали на форумах предложения о передаче приемных детей в другие семьи. Таким образом, российские дети, усыновленные гражданами США, без участия специальных государственных органов передавались посторонним людям на воспитание, что, безусловно, представляло опасность для их жизни и здоровья».
Глава комитета настаивает на защите прав и законных интересов российских детей-сирот, усыновленных гражданами США, и говорит, что испытала настоящий шок, узнав о подобной практике американских приемных родителей.
— Я полагала, что иностранцы усыновляют ради любви к детям. А судя по опубликованной информации, обмен детьми — это не единичный случай, а выстроенная система. Обменный фонд детей — это типичная купля-продажа детей. По сути — работорговля. «Закон Димы Яковлева», запрещающий усыновлять американцам российских детей, нужно было принимать уже давным-давно, — заявила Елена Мизулина.
Она также отмечает, что у российских парламентариев очень большие претензии к американской стороне.
— Если информация подтвердится, то возникают вопросы и к конгрессу США, и к послу Америки в России. Когда мы обсуждали «закон Димы Яковлева», к нам было столько обращений, в том числе от американских конгрессменов — «мы гарантируем, мониторим, отслеживаем ситуацию, и детям хорошо в Америке». Но, вот видите, получается, что не всем детям там хорошо. Пока нам, к сожалению, неизвестно, какое количество детей несчастны, потому что легко обмениваются и передаются в непонятно какие руки, — уточняет парламентарий.
Елена Мизулина не исключает, что Госдума будет готовить соответствующее заявление относительно такого рода фактов.
Она также говорит, что Министерство образования и науки РФ является исполнительным органом по обеспечению интересов ребенка (согласно положениям ст. 1 и ст. 14 Соглашения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в области усыновления).
— Представители российского Министерства образования есть в очень многих посольствах и консульствах на постоянной основе, они должны предоставить информацию, я думаю, что она у них уже есть после сообщения в СМИ.
Первый зампред комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Баталина («Единая Россия») поддержала коллегу и считает, что в ситуации необходимо детально разобраться, чтобы понять, кто виноват в том, что на территории США, возможно, работала схема «купли-продажи» российских детей.
— Возникает множество вопросов о достоверности отчетов уполномоченных агентств, которые они предоставляют на территории РФ: первые три года после усыновления в обязательном порядке, по требованию органов опеки вплоть до 18 лет. Возникает вопрос о консульском контроле за условиями проживания российских детей на территории США. Непонятно, какое было взаимодействие между российскими уполномоченными службами и американскими и почему Министерство образования и науки не было поставлено в известность о случаях «купли-продажи» детей. Все же было в Сети, носило массовый характер, и социальные службы США наверняка знали об этом, — рассуждает она.
Представитель организации УЭЙКАП в России (организация, которая занималась усыновлением российских детей в Америку до принятия «закона Димы Яковлева») Светлана Миронова сказала в интервью «Известиям», что случаи «переусыновления» имеют место.
— Практика «переусыновления» действительно существует, но все эти мероприятия происходят в соответствии с законодательством США. Надо понимать, что дети из Восточной Европы считаются самыми проблемными в американских семьях, — заявила специалист. — И есть семьи, которые усыновили ребенка, но в последующем не справляются с его воспитанием. В таких случаях при поддержке фондов, взаимодействующих с агентствами, может происходить «переусыновление». Данные о детях для «переусыновления» могут размещаться на сайтах данных фондов.
При этом, по ее словам, до недавнего времени, если ребенок более трех лет прожил в американской семье, российская сторона не могла узнать о факте его «переусыновления». Так продолжалось до принятия постановления правительства РФ № 725, посвященного консульскому учету, по которому теперь американская сторона обязана каждые два года предоставлять информацию о ребенке до его совершеннолетия.
16 сентября Следственный комитет России начал проверку по факту передачи 13-летней российской девочки из одной американской семьи в другую.