Грузия готова рассмотреть запрос РФ об экстрадиции Лакаева

Главная прокуратура (ГП) Грузии готова рассмотреть запрос Следственного комитета России об экстрадиции уроженца Чечни Юсупа Лакаева. 19 сентября Сухум заявил о его причастности к убийству первого секретаря консульского отдела посольства РФ в Абхазии Дмитрия Вишернева и его супруги Ольги. Хотя Тбилиси до сих пор эту информацию не подтвердил, высокопоставленный представитель ГП, пожелавший остаться неназванным, сообщил «Известиям», что передаче Лакаева Москве не помешает отсутствие между Грузией и Россией дипломатических отношений.
— Сейчас Лакаев отбывает предварительное заключение в Грузии. И пока по его делу никаких запросов из России мы не получили, — отметил он. — Вопросы экстрадиции Тбилиси решает в индивидуальном порядке в разумные сроки на основании получаемых материалов. Обычно это несколько недель.
Вопросы экстрадиции между Россией и Грузией рассматриваются на основании Минской конвенции 1993 года о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, а также европейских конвенций аналогичного содержания о выдаче и взаимной правовой помощи по уголовным делам. Обе страны являются участниками этих соглашений.
В случае задержания иностранного подданного Грузия информирует об этом соответствующую дипломатическую миссию. В случае с Лакаевым это секция интересов России при посольстве Швейцарии, выполняющая роль посредника между двумя странами после войны 2008 года и разрыва дипотношений.
Подозреваемый в убийстве российского дипломата был задержан 13 сентября в результате перестрелки с полицейскими. По предварительным данным, после того как 9 сентября в Абхазии он расстрелял из пистолета служебный автомобиль, в котором находились Вишернев с женой, Лакаев перебрался в Грузию. Предположительно, далее он собирался направиться в Турцию.
По некоторой информации, его вина была доказана при помощи молекулярно-генетической экспертизы материала на самодельном взрывном устройстве, найденном на месте преступления.
Между тем грузинские эксперты, занимающиеся вопросами региональной безопасности, считают, что говорить о раскрытии дела еще рано. Глава Кавказского центра стратегических исследований Мамука Арешидзе сказал «Известиям», что если Лакаев действительно совершил преступление в Абхазии, «то не смог бы сделать это без поддержки на месте».
— Абхазия — это маленькая территория, где все знают друг о друге все, где активно работают и местные спецслужбы, и российские. Возникает вопрос: как Лакаев мог спокойно туда попасть, убить и также спокойно оттуда выбраться? — спросил в беседе с «Известиями» председатель функционирующей в Тбилиси Конфедерации народов Кавказа Заал Касрелишвили.
По данным, которыми располагает Арешидзе, Лакаев прибыл в Грузию 2 или 3 сентября. Официально попасть оттуда в Абхазию практически невозможно.
Подробности следствию еще только предстоит выяснить. Пока же оно рассматривает сразу несколько версий убийства Вишернева. По некоторой информации, российский дипломат участвовал в поисках пропавшего без вести в прошлом году бизнесмена Сергея Клемантовича и мог перейти кому-то дорогу. Также рассматривается версия, по которой дипломат поплатился жизнью за участие в урегулировании конфликтов с абхазской недвижимостью.
— При объявлении Лакаева подозреваемым в убийстве речь может идти и о ювелирном информационном выстреле, — считает Арешидзе.
По мнению эксперта, цель подобного выстрела — начать новый виток информационной войны с Россией. Лакаева увяжут с Имаратом Кавказ, а также с якобы обосновавшимися в Грузии ваххабитами. Ведь вместе с ним в Батуми задержали двух грузин мусульманского вероисповедания. Наконец, считает Арешидзе, преступление может быть направлено и против властей Грузии, якобы покрывающих ваххабитов. В частности, в информационной атаке могут быть использованы сведения о том, что Лакаев был в числе лиц, которые несколько месяцев назад упоминались как потенциальные носители угрозы безопасному проведению сочинской Олимпиады-2014.