Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
МВД России предупредило пенсионеров о возможном мошенничестве перед 9 Мая
Общество
Собянин сообщил о начале работы сезонных ярмарок выходного дня
Мир
Блинкен призвал к здоровой экономической конкуренции между США и КНР
Мир
МИД назвал слова Пелоси о протестующих в США уничижительным отношением к демократии
Общество
Шойгу указал на ведущие на Украину следы террористического акта в «Крокусе»
Мир
Совбез Белоруссии заявил о максимальной концентрации войск у границ страны
Экономика
В ВШЭ назвали полезным для РФ опыт Ирана и Китая по противодействию санкциям
Общество
Суд взыскал с Киркорова 6 тыс. рублей за неуплату предыдущего штрафа
Политика
Военный эксперт указал на желание США снять с себя ответственность за провал ВСУ
Мир
Шойгу сообщил об ожидании ШОС скорого присоединения к ней Белоруссии
Общество
В ГД внесли проект о возможности продления майских праздников по решению жителей
Общество
Синоптик рассказал, когда африканская пыль уйдет из Крыма и Белгорода
Мир
В ФТС заявили о саботаже прохождения грузов со стороны стран Балтии и Финляндии
Общество
Росгвардия проводит автопробег в честь Дня Победы
Мир
Во Франции рассказали о вербовке иностранцев в посольствах Украины
Экономика
Россияне стали покупать больше ювелирных украшений

Быт, творчество и успех

Театральные труппы на периферии живут по законам жанра
0
Быт, творчество и успех
Фото: из архивов театров
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Меньше чем за 10 лет провинциальным театрам удалось то, что не под силу галереям, – пробудить в публике из регионов интерес к современному искусству. В отличие от художников, идущих по стопам Дюшана, они не прибегали к жестким провокациям, способным пробудить радикалистские настроения. И не потому, что социальный заказ наложил твердое вето на «взрывные» постановки. Просто стратегия терпеливого выжидания момента оказалась единственно верной.

Рассматривая провинциальную театральную жизнь в целом, трудно не заметить один феномен: труппы становятся более динамичными только на грани выживания. Погоду делают амбициозные артисты, которые не боятся засучить рукава ради карьеры, пусть даже и на периферии. Как и прежде, художественным руководителям провинциальных театров приходится разъезжать по всей России, чтобы собрать труппу. Ситуация усложняется, если в близлежащих городах нет театральных училищ. Иногда кадровый вопрос решается радикально: в труппы приглашают молодых артистов из Японии, Казахстана, Армении или с Украины.

Театр начинается… со съемной квартиры

Период отпусков только что закончился, и подготовка к новому сезону близка к завершению. Актеры готовы оттачивать мастерство до хрипоты в пересохшем горле, только бы не упустить шанс увеличить кассовые сборы. Напряжение нужды так велико, что иной раз не грех спросить, откуда в этих изнуренных лицах столько энергии почти для круглосуточной игры на сцене. Утром приходится изображать августейших особ. Вечером – купцов, чиновников, вояк.

А на досуге им еще надо самостоятельно искать жилье. Но как из всякого испытания целым выходит только тот, кто глубоко убежден в своей идее, так и артистам приходится бороться с нелицеприятными обстоятельствами местного быта. «Самая важная проблема, которая касается всех театров вообще, не только провинциальных, – отсутствие жилья, – делится актерскими заботами Евгений Марчелли, художественный руководитель Театра драмы им. Ф. Волкова из Ярославля. – У нас нет возможности снимать квартиры приезжим артистам». Но как не отказаться от комфорта, когда на кону – успех грядущего сезона.

Безработных актеров здесь нет

В провинциальных театрах почти всегда открыты вакансии. Оттого недавним выпускникам столичных вузов, чтобы незамедлительно оказаться на подмостках сцены, не обязательно томиться в ожидании приглашения во МХАТ или «Ленком». Так что ссылка в глубинку окажется для начинающего актера не наказанием, а шансом получить сольную партию вместо второстепенной роли. Обстоятельства располагают.

Быт, творчество и успех

С другой стороны, поездка может обернуться и творческой трагедией. Даже после громкой премьеры есть риск ступить на путь безызвестности. Потому за славой молодые дарования из Сибири или Хабаровского края предпочитают отправляться в более привлекательные регионы. Леонид Кипнис, директор Театра музыкальной комедии (Новосибирск), убежден, что утечка кадров – проблема повсеместная. «Если из провинциальных театров артисты уезжают в Москву или Санкт-Петербург, то оттуда – на Запад, – поясняет он потоки театральной миграции. – Чтобы их удержать, мы создаем комфортные условия для работы, а ведущих артистов поощряем стимулирующими выплатами». Кстати, Новосибирский театр музкомедии обеспечивает своих артистов жильем. А что еще нужно, чтобы умело провести идею, способную сорвать кассу?

Вячеслав Самодуров, художественный руководитель Екатеринбургского театра оперы и балета, годами колесивший по стране в поисках молодых дарований, ключ к успеху видит главным образом в интенсивной работе. «Насколько мне известно, наша балетная труппа – единственная в России, которая выпустила четыре мировые премьеры за сезон, не считая других спектаклей и проектов, – гордится он. – Нагрузка колоссальная! Но предыдущие успехи позволили нам привлечь новых танцовщиков. В нынешнем сезоне к нам присоединятся еще 19 артистов. Это создаст атмосферу азарта и здоровой конкуренции. Большая часть труппы – молодые артисты, и мне важно, чтобы каждый развился на максимум своего потенциала».

На кого ходит зритель

Но, впрочем, если вы соберете труппу из лучших русских артистов, которых только найдете на всех сценах, и заставите их с неподражаемым мастерством разыгрывать водевиль, всякий, придающий серьезное значение театру, отметит его полное падение, несмотря на совершенство сценического искусства. Публика ходит смотреть не актеров, а спектакли, разыгрываемые ими. Оттого репертуар имеет немаловажное значение. Остается лишь вопрос, а изменился ли он на йоту с прошлого века.

То, что восхищает образованного зрителя с неиспорченным эстрадой вкусом, то не может потрясти человека неподготовленного. И, наоборот, то, что возмущает интеллектуала своей неправдой или пошлостью, может только исказить понимание сути сценического искусства в душе обывателя. Одни говорят о необходимости народного репертуара. Другие рассчитывают на инстинкты толпы, которые пробуждают феерические зрелища, лишенные глубокого смысла, или же считают необходимой узкую тенденциозность. В любом случае театр не просто служит высшим целям искусства. Еще и остается точкой развлечений.

Быт, творчество и успех

Анатолий Барсуков, директор ТЮЗа им. Ю.П. Киселева (Саратов), уверен, что театр должен быть эффективным учреждением. «Есть такие выражения: «на потребу публике» и «зритель голосует ногами». Эффективный театр работает для культурного обслуживания запросов населения, – рассуждает он. – Но при этом нельзя забывать о необходимости прививать зрителю вкус. Поиск баланса между художественным экспериментом и попыткой удовлетворить ожидания масс не закончится никогда. Если он будет осуществляться грамотно, зрительный зал будет заполнен на 100 процентов».

Есть зритель – есть деньги

Что ж, обеспечить приток публики – цель каждого театра, особенно находящегося на государственном обеспечении. Плановые задачи, стоящие перед труппой, фиксируются в договоре. Опираясь на прописные истины, художественный руководитель определяет методы работы. Его политика будет зависеть от жестких плановых показателей, определяющих количество спектаклей, которые нужно «прогнать» за год, или размер выручки.

Другое дело – методы, которые ее обеспечивают. И не всегда проблему может решить даже гениальная постановка. В иных случаях артистам приходится продавать билеты лично – друзьям, знакомым, первым встречным. Главное, чтобы на премьере был аншлаг, даже если его придется обеспечить такой ценой. Но кто узнает? Хотя иногда спасают ситуацию социальные сети: куда проще зайти в «Фейсбук» или «ВКонтакте», чтобы собрать аудиторию, нежели выйти с нераспроданными билетами на улицу.

Вот они – издержки госзадания, о которых ни один художественный руководитель не рискует говорить. Но одно дело, когда театр на пике популярности. Совсем другое, если он ни разу не принимал участия в фестивалях федерального значения: мечтать о притоке инвестиций будет некогда.

Свободное творчество

Еще один вопрос – а всем ли нужны финансовые вливания? Евгений Марчелли полагает, что вся соль – в идее спектакля, а не в его бюджете: «Конечно, всегда есть желание сделать «богато», однако не деньги главное». В этом году возглавляемый им театр за постановку «Без названия» удостоился премии «Золотая маска» в номинации «Драма/Спектакль большой формы». В «рыхлости жизненного материала», который вобрала в себя пьеса, Марчелли разглядел особый вкус. Ему хотелось, чтобы герой искусственно создавал себе страдание. Пожалуй, «Без названия» – именно тот спектакль, который способен привлечь аудиторию без искусственного пиара.

Многие творческие поиски находят отклик со стороны зрителей, убежден Леонид Кипнис. «Мы остаемся в русле современного искусства. Участвуем и получаем награды в национальном фестивале «Золотая маска». Ставим спектакли по произведениям, которые пишутся специально для нас. Показываем мировые премьеры, приглашаем на постановку ведущих российских режиссеров, балетмейстеров, сценографов. Информируем нашу публику о том, что происходит в мире, устраивая различные фестивали. Ведем просветительскую работу в социальных сетях, устраиваем онлайн-трансляции своих спектаклей. Осуществляем круглосуточное вещание на собственном интернет-радио, – перечисляет директор театра. – И публика старается понять, чем живет театр. Я вижу много молодежи. Продвинутой. Той, что хорошо разбирается в музыкальных жанрах, стилях и направлениях». Пожалуй, вот в чем проявляется стратегия тихого выжидания момента. Труппы оглядываются на ту аудиторию, с которой ей придется дружить или бороться, и условия, в какие поставлено театральное дело в провинции.

Что сегодня дают?

Вообще, выбор репертуара – вопрос чрезвычайно сложный, поскольку ответ на него можно искать годами и так и не найти. Те же ТЮЗы, например, ставят спектакли, которые обращены к детям и подросткам, но при этом не забывают о предпочтениях взрослых. Умелое лавирование между подрастающим поколением и состоявшейся публикой дает театрам возможность заниматься саморазвитием и параллельно искать пути дополнительного финансирования.

Быт, творчество и успех


Новосибирский театр музыкальной комедии готовится к Всероссийскому фестивалю «Другие берега», заманивая в город столичные труппы. Пермский театр оперы и балета – к премьере «Королевы индийцев» Генри Перселла. Постановочная команда во главе с Питером Селларсом, получившим широкое признание благодаря вольным интерпретациям классики, уже прибыла в Пермь. Кстати, в новой версии либретто арии перемежаются монологами из романа никарагуанской писательницы Розарио Агиляр, написанного в разгар революции. А Музыкальный театр Республики Карелия планирует в новом сезоне представить новый состав труппы, которую пополнили более 40 молодых артистов из России, Белоруссии и даже Японии.

Но конечно же в большинстве случаев труппы продолжают гнуть линию прошлого сезона: помимо участия в спецпроектах работают над авторскими постановками, не имеющими аналога в мире, или, наоборот, дополняют репертуар готовыми произведениями, давно апробированными в Европе. По традиции художественные руководители выбирают пьесы, в которых отражены неотложные общественные проблемы. И не важно, что эти пьесы были созданы еще в XIX или начале XX века. Актуальности они не теряют.

Комментарии
Прямой эфир