«Русалка» Даргомыжского на день заплыла в столицу

Большой симфонический оркестр имени Чайковского под руководством маэстро Владимира Федосеева отметил 200-летие со дня рождения Александра Даргомыжского концертным исполнением его оперы «Русалка» в Московской филармонии.
Выбор именно этого произведения для чествования юбиляра понятен: в репертуарах столичных оперных театров «Русалки» Даргомыжского нет.
Александр Сергеевич работал над этим сочинением 10 лет — с 1845 по 1855 год. В основу сюжета оперы легла неоконченная драма А.С. Пушкина «Русалка», повествующая о несчастной любви дочки мельника Наташи к коварному Князю, променявшему беременную возлюбленную-простолюдинку на знатную невесту.
Особенно много хлопот композитору доставил финал оперы: Даргомыжский долго думал, как завершить эту печальную историю. В итоге автор остановился на трагической развязке: Наташа, ставшая после смерти могущественной русалкой-царицей Днепра, манипулируя своей дочерью Русалочкой, завлекает Князя в реку, где он, согласно ее плану, тонет.
Все основные составляющие драмы, включая конфликтные сцены Наташи, ее отца Мельника и Князя, а также самоубийство главной героини в волнах реки Днепр, вошли в первый акт оперы, который, по сути, представляет собой самоценное произведение. Далее события развиваются степеннее.
Народный артист СССР, танцовщик и балетмейстер Владимир Васильев, выступивший в качестве режиссера действа, ввел во второй акт (свадьба Князя и Княгини) танцы цыган и небольшую сценку, разыгрываемую двумя скоморохами. Эти вставки придали динамики происходящему на сцене.
Удачным решением стала проекция на белые стены зала филармонии акварельных картин Владимира Васильева, специально созданных для постановки, что создало эффект театральных декораций.
Маэстро Владимир Федосеев решил отдать дань старинным традициям и дирижировал, сидя к музыкантам спиной. Выглядело это эффектно, но не помогло добиться баланса между оркестровыми группами и тембрами.
Стройного ансамбля между оркестром и солистами, увы, тоже не получилось. Многие певцы, включая главную героиню Наташу (Елена Евсеева), не смогли справиться с непростой акустикой зала. Довольно часто важные смысловые моменты в вокальных партиях оказывались перекрыты оркестром.
Не меньшие потери либретто оперы понесло из-за нечеткой артикуляции некоторых солистов. Например, разобрать текст во время пения Елены Евсеевой было практически невозможно, что больно ударило по кредо Даргомыжского «хочу, чтобы звук прямо выражал слово».
В версии БСО и данного состава исполнителей оперу Даргомыжского следовало назвать не «Русалка», а «Мельник», поскольку именно этот персонаж вызвал наибольшее сочувствие. Михаил Казаков сумел передать смену его амплуа от находчивого пройдохи до страдающего отца и обезумевшего от горя старика. И даже кульминацией оперы явился не финал — момент гибели Князя, — а ариозо помешавшегося Мельника из третьего действия.