Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Нечаев заявил о готовности РФ работать с правительством Мерца
Экономика
Порядка 42% коммунальных сетей в России требуют замены
Мир
Президент Колумбии заявил о нарушениях в президентских выборах в Эквадоре
Общество
В Гидрометцентре спрогнозировали отсутствие осадков и до +21 градуса в Москве 16 апреля
Мир
Более 20 палестинцев погибли в результате ударов Израиля по Газе
Мир
Восемь стран присоединились к санкциям ЕС против Беларуси
Мир
Украина нарушила мораторий на удары по энергетической инфраструктуре 107 раз
Происшествия
Операция по спасению горняков из шахты «Садкинская» успешно завершилась
Мир
Посол РФ заявил о попытках замалчивания в ФРГ роли СССР в победе над нацизмом
Мир
Посольство КНР в Аргентине обвинило США в клевете после визита Бессента в страну
Армия
В зону СВО начали поступать БПЛА-ретрансляторы «Пересмешник»
Мир
Фицо заявил о своем приезде в Москву 9 мая вопреки запретам Каллас
Мир
Нарышкин и Лукашенко на встрече в Минске обсудили проблемы международной обстановки
Мир
Трамп указал на снижение инфляции и цен на продукты в США из-за пошлин
Мир
Госдеп США одобрил продажу ракет Stinger Марокко на $825 млн
Мир
Министр Сербии усомнилась в смысле присоединения страны к ЕС
Общество
Фанаты Техника заклеили изображение Виктора Цоя в Санкт-Петербурге

В Мраморном дворце возник кусочек страны ледников и вулканов

В Русском музее открылась выставка выдающегося исландца Кьярваля
56
В Мраморном дворце возник кусочек страны ледников и вулканов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анастасия Семенович
Выделить главное
Вкл
Выкл

В «холодном доме» Северной столицы — Мраморном дворце Русского музея — открылась выставка Йоуханнеса Свейнссона Кьярваля, выдающегося исландского художника XX века. Президент Исландии Оулавюр Рагнар Гримссон, принявший участие в ее открытии, назвал это «наивысшей точкой в программе, посвященной 70-летию установления дипломатических отношений между Россией и Исландией». На выставке представлено более 40 картин и графических работ из собраний Художественного музея Рейкьявика, Национальной галереи Исландии и частных собраний.

Имя Кьярваля связано с культурным ренессансом исландцев. Потомки гордых викингов, они несколько веков жили в зависимости от соседей — вплоть до 1918 года, когда был обретен суверенитет. Становление Кьярваля пришлось как раз на это время, и его полотна стали для земляков выражением свободы и национальной самобытности.

— Удивительно, как могла такая маленькая нация оказать такое ощутимое влияние на мировую культуру, — сказал «Известиям» Оулавюр Рагнар Гримссон. — При этом Исландия оставалась открытой другим культурам. Известные современники Кьярваля много путешествовали — по Германии, Франции, России, — но обязательно возвращались домой и передавали знания и опыт. Сам Кьярваль, хотя был из крайне бедной семьи, несколько лет прожил в Дании, где получил хорошее образование. Увидеть мир и вернуться — это свойственно исландцу до сих пор, возьмем хотя бы нашу соотечественницу Бьорк.

В Мраморном дворце возник кусочек страны ледников и вулканов

Страна вулканов и ледников — пространство почти мифологическое. Лишенная растительности земля, наверное, выглядит так же, как и много тысяч лет назад.  Неспроста американцы перед отправкой на Луну тренировались на каменистых равнинах Исландии. И неспроста главным жанром здешних живописцев был пейзаж.

В лучших работах Кьярваля — «певца исландской природы» — пейзаж обретает животные и человеческие очертания. Камни и северный лес могут оказаться дамой в кринолине; женские силуэты перетекают в крылья и плавники. «Зимний вид с Гаульгахрейна» — эпический взгляд на ломаный, как будто низвергнутый мир. Гора в виде огромной рыбы-птицы настолько одушевлена и написана с такой трагичной интонацией, что кажется — ни много ни мало — падшим Икаром.

— Уникальность Кьярваля — в его особом даре видеть фантастическое в обыденном и наоборот, — сказал «Известиям» Владимир Леняшин, сотрудник Русского музея, завотделом живописи второй половины XIX — начала XXI века. — Этот живописец принадлежит к числу пантеистов, для которых весь мир живет и дышит. Способность слышать таинственность природы и находиться на грани двух миров сближает Кьярваля с Врубелем.

Знакомство с этими работами вживую заставляет изумиться технике Кьярваля. Его экспрессивные мазки — в духе Ван Гога, — завитки, волны и кружочки создают вибрацию, ощутимую почти физически. Благодаря чувству глубины и манере класть масло можно усомниться, что это все-таки краска на холсте, а не настоящие рельефы, природные наросты, мох и лишайники. И что самое интересное: несмотря на суровый колорит, от этих картин исходит не холод, но тепло.

В Мраморном дворце возник кусочек страны ледников и вулканов  В Мраморном дворце возник кусочек страны ледников и вулканов

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением