Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
МВД России предупредило пенсионеров о возможном мошенничестве перед 9 Мая
Общество
Путин призвал уделить внимание вопросам межнационального согласия
Общество
Шойгу предупредил о последствиях ударов ВСУ по Запорожской АЭС
Мир
МИД назвал слова Пелоси о протестующих в США уничижительным отношением к демократии
Мир
В бундестаге возмутились прославлением Бандеры на Украине
Мир
Блинкен пригрозил Китаю санкциями за поддержку ОПК России
Экономика
ЦБ РФ надеется на завершение этим летом массовой льготной ипотеки
Мир
МИД назвал целью визита Кэмерона в Узбекистан нанесение ущерба РФ
Мир
Представитель Госдепа ушла в отставку из-за несогласия с политикой США в Газе
Мир
Шойгу сообщил об ожидании ШОС скорого присоединения к ней Белоруссии
Мир
На Западе усомнились в возвращении Украины к границам 2014 года
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Экономика
В ЦБ заявили об отсутствии влияния возможной конфискации активов РФ на финстабильность
Мир
Совет ЕС на год продлил санкции в отношении 11 физлиц молдавской оппозиции
Общество
Минфин сообщил о продлении семейной ипотеки для семей с детьми до шести лет
Мир
Блинкен призвал к здоровой экономической конкуренции между США и КНР

Выпускников коррекционных школ отправят на заводы

Предприниматели станут обучать подростков с ментальной инвалидностью с 6–7-го класса для работы на своих предприятиях
0
Выпускников коррекционных школ отправят на заводы
Фото: Глеб Щелкунов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Столичное бизнес-сообщество призовут помочь с трудоустройством выпускников коррекционных школ VIII вида. Детей с ментальной инвалидностью (умственная отсталость, синдром Дауна, легкие формы ДЦП и т.п.) предполагается обучать профессиям, где не требуется интеллектуальный труд, с 6–7-го класса, а после выпуска трудоустраивать по специальности, рассказала «Известиям» глава комитета по социальной политике Московской ассоциации предпринимателей Жанна Морозова. Идея уже получила одобрение руководителя городского департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Алексея Комиссарова, который распорядился начать отбор предприятий — участников проекта.

По словам Морозовой, к участию в проекте планируется привлечь предприятия, где требуется механическая однообразная работа: пищевое производство и общепит, швейные и мебельные фабрики, сельское хозяйство. Работодатели будут с 6–7-го класса обучать учеников коррекционных школ VIII вида (где учатся дети с разными видами умственных расстройств и заболеваний). После 9-го класса выпускник получает гарантированное трудоустройство, а предприятие — ответственного и лояльного сотрудника, а параллельно закрывает обязательную квоту на трудоустройство инвалидов. Затраты на обучение будут поровну поделены между работодателями и городским бюджетом. 

Учащиеся интернатов VIII вида не воспринимают общеобразовательные программы, но с физическим развитием у них все в порядке, отметила Морозова. 

— Их легко обучить вырезать из дерева, сажать растения, разводить животных, шить, причем они уже с девяти лет могут так обрабатывать шов, что от машинных стежков не отличишь, — перечислила она. — Люди с ментальной инвалидностью очень усидчивые, никогда не нарушают технологию и стандарты.

Как ранее писали «Известия», москвичей с ментальной инвалидностью трудоустраивают в столичные парки. Там они выполняют работу по благоустройству, озеленению и уборке территорий. 

Председатель совета московского отделения «Опоры России» Александр Жарков сомневается в том, что разделение затрат на обучение между городом и предпринимателями будет достаточно для стимулирования бизнеса. Однако если работодателей станут информировать о проекте, например, раздавать им специальные памятки с пошаговой инструкцией по взаимодействию с интернатами, то такой тип трудоустройства может быть востребован, полагает он. 

— Если брать опыт Финляндии, то там очень много людей с синдромом Дауна активно работают в сфере торговли и общепита. Не в мишленовских ресторанах, конечно, а в фастфуде, но все равно они включены в общественную жизнь, — отметил Жарков. 

По мнению директора Института социальной политики и социально-экономических программ НИУ ВШЭ Сергея Смирнова, проект имеет неоспоримые социальные плюсы, но его экономическая целесообразность вызывает ряд вопросов. В советский период плановой экономики и крупных предприятий такие программы трудоустройства были широко развиты: выпускники интернатов выполняли низкооплачиваемую механическую работу, но зато имели щадящий режим дня, гарантированное трудоустройство и в целом получали большую социализацию, чем их безработные одноклассники. 

— Сейчас изменилась структура потребностей экономики: от крупных предприятий перешли к мелким, а ряд видов производства практически полностью был заменен импортом, например, отечественных игрушек в России почти не делается. Работа должна быть монотонной и в крупных масштабах, потому что ради двух-трех операций в день работодатель не станет впрягаться в обучение детей-инвалидов и последующее их трудоустройство, — пояснил он.

Эксперт отметил, что граждане с ментальной инвалидностью могли бы также работать в сфере коммунального хозяйства, однако в Москве эта ниша давно занята мигрантами.

— Кроме того, неизвестно, насколько адекватно люди с таким видом инвалидности реагируют на внешнюю опасность, например, на шум от проехавшей машины, — сообщил Смирнов. 

Взяв на работу инвалида, предприятие численностью более 100 человек закроет квоту по трудоустройству лиц с ограниченными возможностями, но сейчас большинство компаний предпочитает вместо этого платить денежную компенсацию, продолжил эксперт. По его словам, из всех людей с ограниченными возможностями больше всего на рынке труда востребованы слабовидящие и слабослышащие граждане.

Комментарии
Прямой эфир