Эксперты предрекают смену стиля спичей Медведева

В четверг у председателя правительства Дмитрия Медведева появился новый спичрайтер. Марина Волкова, до этого работавшая редактором отдела политики «Российской газеты», назначена директором департамента правительства по подготовке текстов публичных выступлений премьер-министра. Эксперты и спичрайтеры полагают, что с приходом новой команды речи премьера изменятся, только прогнозировать в какую сторону — пока сложно.
Волкова на посту главного спичрайтера председателя правительства сменила Еву Василевскую, которая с 2006 года работала с Дмитрием Медведевым. Собеседники «Известий» называли одной из главных причин ухода Василевской ее конфликт с пресс-секретарем премьера Натальей Тимаковой.
— У нее был конфликт с Тимаковой, — утверждает источник в Кремле. — Василевская считала, что Тимакова мешает ей работать, а пресс-секретарь была убеждена, что Василевская плохо справляется с работой.
В итоге обе высокопоставленные сотрудницы Белого дома якобы перекладывали друг на друга ответственность за публичные неудачи Медведева. А их был достаточно, но какие именно стали камнем преткновения между ними, в аппарате правительства не говорят. Впрочем, сама Тимакова в одном из интервью признавалась, что считает «самой серьезной ошибкой» ролик 2011 года, в котором тогда еще президент Медведев играет в бадминтон и призывает россиян последовать его примеру. Также немало шума наделало выступление уже премьера Медведева, который в этом году решил пошутить по поводу так называемого «челябинского метеорита» (в результате падения которого пострадали более тысячи человек), — глава правительства, смеясь, сказал, что метеорит — «еще один символ» форума в Красноярске, на котором он выступал.
Источники в Белом доме утверждают, что Марина Волкова является протеже Натальи Тимаковой. Они познакомились в пуле президента Бориса Ельцина, где представляли разные издания. Наталья Тимакова освещала события для «Московского комсомольца», а Марина Волкова — для «Независимой газеты».
Потом Тимакова ушла в администрацию президента, однако журналистки продолжали поддерживать отношения.
— Волкова с Тимаковой — представители одного поколения, они вместе работали в пуле первого президента России Бориса Ельцина. Когда ушли из пула, продолжили дружить и общаться. Думаю, им легко будет найти общий язык, — рассказал один из осведомленных чиновников.
На новом посту Марина Волкова будет подчиняться непосредственно пресс-секретарю Дмитрия Медведева.
— За последнее время политический вес Тимаковой сильно вырос. Хотя этот рост происходит больше за счет эмоциональности и личных связей, чем за счет приобретения политической субъектности, — добавил собеседник.
Сама пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова назвала «интересным» назначение нового спичрайтера.
— Марина Волкова хорошо известна в журналистских кругах, она очень давно работает политическим обозревателем. Сначала она работала в «Независимой газете», потом — в «Российской газете». Ее очень высоко оценивают коллеги. Мне кажется, это очень интересное кадровое назначение, — заявила Тимакова.
Главный редактор «Российской газеты» Владислав Фронин рассказал, что узнал об уходе редактора отдела политики Марины Волковой несколько дней назад и для него это стало неожиданностью.
— Но мы не расстаемся профессионально, мы будем работать и дальше. Мы ведь правительственная газета, а Марина будет работать в аппарате правительства, — отметил Фронин.
Марина Волкова пришла в РГ в 2003 году вместе со своей командой. В правительство она также придет не одна. Первой публикацией Марины Волковой на новом месте работы стало интервью с тогда еще первым заместителем руководителя кремлевской администрации Дмитрием Медведевым. В последующие годы почти все ее публикации были посвящены Дмитрию Медведеву и Владимиру Путину.
— Журналистка «Независимой газеты» в правительственной, да еще и в отделе политики — это было необычно. В «Независимой» — более свободная стилистика, корреспонденты правительственной газеты больше связаны. Однако 10 лет, проведенные в «Российской газете», свидетельствуют о том, что все вопросы удалось разрешить, — говорит главред РГ.
Марина Волкова много работала «в поле», часто ездила не только с пулом Дмитрия Медведева, но и Владимира Путина, продолжает Фронин. В отличие от других экспертов он считает, что стилистика речей Медведева от смены спичрайтера не поменяется.
— Это дело двух людей, но обычно стиль определяет руководитель. Он, конечно, прислушивается к мнению специалиста, но в конечном счете будет решать сам премьер. Вряд ли Медведев поменяет стиль из-за нового спичрайтера, — сомневается Фронин.
Директор центра проблемного анализа ТАСС Павел Данилин, напротив, прогнозирует перемену в стилистике публичных выступлений и статей Дмитрия Медведева.
— Надеюсь, тексты станут более жесткими. Потому что последняя статья премьера оставила больше вопросов, чем дала ответов. В частности, она не идет ни в какое сравнение, например, со статьей «Россия вперед» 2009 года. Но тут многое зависит от того, сможет ли Волкова целиком взять на себя работу по составлению текстов, в каких отношениях она окажется с Тимаковой и сможет ли настаивать на том или ином варианте предлагаемых премьер-министру текстов. Пресс-секретарь и спичрайтер должны работать в плотном контакте. Потому что мне сложно представить, что тексты, которые готовят для премьер-министра, не просматривались бы его пресс-секретарем, — отмечает политолог.
Алексей Чадаев, ранее работавший в Кремле и «Единой России», считает, что для спичрайтера главное — это качество работы.
— Хотелось бы, чтобы из речи руководителя правительства исчезла формулировка «соответствующее мероприятие», которая за много лет знакомства с его стилем очень утомила, — говорит Чадаев.
По мнению пресс-секретаря Романа Абрамовича Джона Манна, в работе спичрайтера много зависит от команды. Также трудности этой профессии связаны с количеством и оперативностью написания текстов.
— Многое зависит от того, как быстро нужен текст и успеет ли команда собрать нужную фактуру. Ну и объемы, конечно, тоже влияют на качество текста. Важно, какой аудитории он адресован. И еще одна важная задача — чтобы то, что будет говорить человек, было органично, соответствовало его образу и повседневной стилистике, — добавил он.