Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Число жертв при обрушении крыши клуба в Доминикане достигло 231
Мир
Белый дом заявил об успехах в торговых переговорах с ЕС
Общество
Путин отметил системную работу правительства в вопросе защиты экологии
Мир
Эмир Катара может посетить Россию с визитом 17 апреля
Спорт
Овечкин выразил заинтересованность в участии в возможной встрече КХЛ и НХЛ
Мир
Лавров сообщил об очередной «сходке» командиров ВСУ и западных военных в Сумах
Мир
В Молдавии рассматривают вопрос ограничения полномочий прокуратуры Гагаузии
Экономика
Путин сообщил о запуске трех деревоперерабатывающих предприятий в регионах РФ
Общество
Дело возбудили против лиц органов профилактики после убийства троих детей в Канске
Общество
Путин потребовал своевременно реагировать на лесные пожары
Общество
Овечкин назвал шикарным клип Жукова в честь снайперского рекорда НХЛ
Мир
Трамп заявил о постоянном выпрашивании Украиной ракет у США
Мир
СМИ сообщили о желании КНР объединиться с другими странами для борьбы с пошлинами США
Авто
Сборку автомобилей «УАЗ» могут начать в Африке
Мир
Лавров отметил появление разумных людей в администрации США
Экономика
Минэнерго РФ выступит заказчиком для всего топливно-энергетического комплекса
Мир
В США заявили о превосходстве российской подлодки «Кондор» над американской техникой

Россия создает многоразовый космический двигатель

Исследовательский центр имени Келдыша к 2015 году разработает силовую установку для возвращаемых носителей
174
Россия создает многоразовый космический двигатель
Фото: kerc.ru
Выделить главное
Вкл
Выкл

Исследовательский центр имени М.В. Келдыша выиграл конкурс на создание многоразового ракетного двигателя нового поколения для Роскосмоса. Согласно техническому заданию, двигатели будут использоваться для полетов перспективных ракет, в том числе в многоразовой ракетно-космической системы первого этапа МРКС-1 «Россиянка», которую разрабатывает Центр имени Хруничева. 

Агрегат должен быть готов к огневым испытаниям в составе ракеты-носителя к ноябрю 2015 года, на эти цели выделяется 579,7 млн рублей.

К созданию двигателя привлекут НПО «Энергомаш» и Воронежский механический завод.

Как сообщил «Известиям» заместитель гендиректора Центра имени Келдыша Арнольд Губерт, использование многоразовых ракет позволит удешевить космические полеты в 1,5–2 раза.

— Это понадобится, например, для сборки на орбите конструкций для полетов в дальний космос. При длительных полетах нужно будет поднимать с Земли либо 150 т разом, либо по 15–20 т несколькими ракетами, а потом производить сборку корабля уже на орбите. Но для этого рациональнее сделать не 10–20 одноразовых ракет, а 1–2 возвращаемых, — считает он.

По словам разработчика, кроме самой ракеты конструкторам предстоит продумать систему диагностики их исправности, чтобы вовремя заметить критические дефекты в конструкции. Кроме того, сейчас конструкторы решают, какое топливо для двигателя предпочесть — традиционный керосин или метан, который эффективнее, но требует охлаждения. Кроме того, генератор на основе керосина выделяет больше сажи, чем метан.

— Мы должны просчитать все физико-химические и физико-механические процессы взаимодействия продуктов сгорания топлива как между собой, как и с материалами стенок ракеты. Одно дело, когда ракета одноразовая и воздействие топлива на материал не критично, и совсем другое, когда после соприкосновения с топливом ракета будет эксплуатироваться много раз, — пояснил конструктор. 

Диагностика двигателя по условиям техзадания должна проводиться без его разбора. Фактически работа по созданию двигателя разделена на два направления. НПО «Энергомаш» собирает двигатель на «космической» разновидности керосина — РГ-1. Двигатель на основе жидкого метана делают на Воронежском механическом заводе. 

В обоих вариантах в качестве окислителя будет использоваться жидкий кислород. 

Кроме топлива конструкторы будут выбирать и материал самой ракеты и ее конструктивных элементов. 

— Предлагаются новые конструктивные схемы, новые материалы, сейчас рассматривается применение композиционных материалов в рамах и фермах, которые соединяют двигатель с ракетой, а также новые конструктивные решения двигательной установки — либо безгенераторные схемы, либо двухтурбинные. Они не являются принципиально отличными, но предлагаются новые материалы. За счет задела, который создан в Советском Союзе, мы продолжаем лидировать в углепластиках, — рассказал Арнольд Губерт.

Применение композитов в топливных баках уменьшит их вес на 35%, в камере сгорания и экранах радиационной защиты на 20%, вес ферм, рам, сопел и насадок охлаждения уменьшится на 40%. 

Общий импульс тяги двигателя в безвоздушном пространстве, по расчетам конструкторов, будет не менее 3286 м/с для керосинового агрегата и 3532 м/с для образца, использующего метановое топливо. Время работы двигателя в полете составит 150 секунд.

При работе двигателя температура керосина составит 273–288 С, температура метана будет держаться на уровне 100–110 С, а окислитель будет прогреваться до 85–90 С. Наддув баков и система управления будут функционировать с помощью газообразного гелия.

В случае проявления признаков неисправностей двигатель выключится в аварийном режиме без нанесения вреда конструкции. 

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением