Трамвайные линии свяжут Москву и область
Москва расширит трамвайную сеть и построит новые маршруты, которые соединят город, его новые территории и область. Об этом «Известиям» сообщил источник в департаменте транспорта. Город уже заказал разработку предпроектов по восстановлению двух и строительству трех новых трамвайных линий. На предпроекты планируется потратить около 125 млн рублей.
В пресс-службе дептранса сообщили, что строительство может начаться уже в 2015 году.
— До конца этого года будут разработаны предпроекты, которые покажут, какие могут быть конфигурации маршрутов, сколько понадобится средств на их реализацию, — пояснил представитель пресс-службы. — После этого власти города примут решение, какой вариант наиболее удачный и что будет реализовано. В случае если будет принято положительное решение, ориентировочный срок строительства этих линий — 2015–2017 годы.
Планируется, что на участках трамвайных линий с ускоренным движением средняя коммерческая скорость составит около 25 км/ч. При этом благодаря обособленному трамвайному пути и системе приоритетного проезда перекрестков скорость движения трамвайных вагонов будет достигать 60 км/ч.
Две линии планируют восстановить в черте города: одну вдоль проспекта Мира от Рижской площади до улицы Академика Королева, другую — вдоль Ленинградского проспекта от станции метро «Сокол» до площади Тверской заставы.
Новая ветка трамвая должна также соединить два существующих трамвайных маршрута: проходящий по улице Академика Королева и работающий вдоль Дмитровского проезда.
Два других новых маршрута появятся на северо-востоке и юго-западе столицы. В рамках строительства линии на северо-востоке может быть решена вечная транспортная проблема Мытищ. Возможны два варианта маршрута: от станции метро ВДНХ по проспекту Мира и Ярославскому шоссе до Холмогорской улицы, откуда ветка может протянуться до Мытищ. Второй вариант начинается от станции метро «Ботанический сад» и проходит через проезд Серебрякова, откуда и выходит на Ярославское шоссе и далее по первому варианту.
Еще один новый маршрут частично пройдет за территорией МКАД. Линия протянется от железнодорожной станции Ново-Переделкино Киевского направления до строящейся на территории «новой Москвы» станции метро «Саларьево», далее до подмосковной Коммунарки, затем до строящейся станции метро «Лесопарковая» в Северном Бутово и оттуда до действующей трамвайной линии в Чертаново. Также на этой линии должно быть предусмотрено ответвление в Щербинку.
В итоге трамвайная сеть должна стать общей частью городской транспортной системы и эксплуатироваться совместно с другими видами общественного транспорта и личными автомобилями. Поэтому трамвайные пути будут пересекаться с маршрутами автобусов и линиями метро в транспортно-пересадочных узлах.
Директор Института экономики транспорта и транспортной политики Михаил Блинкин уверен, что развитие трамвайной сети поможет облегчить жизнь большому количеству москвичей и жителей области.
— На тех участках, для которых будут разработаны предпроекты, действительно есть очевидный дефицит общественного транспорта и трамвай станет лучшим решением, — заявил Блинкин. — Однако вряд ли пассажиры сразу начнут активно пользоваться трамваем, нужна будет обкатка маршрутов, их продвижение, чтобы люди понимали, что это удобно. Но это нормальная ситуация: например, когда только был запущен аэроэкспресс, составы ходили пустыми, а сейчас там наблюдается стопроцентная загрузка.
Эксперт добавил, что трамваи имеют преимущества перед другими видами городского общественного транспорта.
— Если сравнивать трамваи с метро, то капитальные затраты на их строительство просто несопоставимы: 10 раз. А если сравнивать с автобусами, трамвай имеет и другие преимущества. Во-первых, если увеличится количество пассажиров, которые захотят воспользоваться маршрутом, к трамвайному составу всегда могут быть присоединены еще один или несколько вагонов. Во-вторых, в отличие от выделенных полос для общественного транспорта пути можно сделать обособленными, так что никто из автомобилистов не будет заезжать на них, — пояснил Блинкин.
Профессор добавил, что сейчас трамваи не пользуются в столице большой популярностью потому, что их движение затруднится дорожной ситуацией.
— Сегодня средняя скорость трамвая в Москве — это 12–18 км/ч. Такая низкая скорость связана с проблемой задержки движения, когда на перекрестках автомобили не дают проехать трамваям. Если убрать задержки, скорость на уже существующих — не скоростных — линиях может увеличиться до 40 км/ч, и этого будет достаточно, чтобы с комфортом добраться до нужного места. Ликвидировать задержки можно за счет прохождения перекрестков легкой эстакадой или тоннелем небольшого залегания, предназначенного специально для трамваев. Такие успешно используются в Германии и Голландии.
Координатор общества «Синие ведерки» Петр Шкуматов считает, что автомобилисты вряд ли пересядут на трамвай.
— Дело в том, что у очень большого количества людей маршруты не пролегают только из дома с работы и обратно, из точки А в точку Б, — заявил он. — И зачастую невозможно за день объехать на общественном транспорте все те места, которые можно охватить на машине. Люди используют автомобили еще и потому, что в метро, автобусах и трамваях порой просто очень тяжело ездить из-за большого количества людей, воровства, неприятных запахов и духоты. Конечно, новые маршруты трамвая локально облегчат ситуацию с пробками, но глобально проблему всё равно не решат.