Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Небензя выступил за международное расследование по факту массовых захоронений в Газе
Мир
В Швейцарии отменили выступление оперной певицы Анны Нетребко
Мир
Парламент Грузии одобрил во втором чтении закон об иноагентах
Общество
Музыкант ST выступил на концерте в честь 1 Мая на выставке «Россия»
Происшествия
Украинский БПЛА повредил линии электропередачи в Курской области
Мир
Минфин США объявил о новом пакете антироссийских санкций
Происшествия
В баре в Архангельской области посетителя избили и облили кипятком
Мир
Археологи обнаружили пять скелетов под «Волчьим логовом» Геринга в Польше
Стиль
Первый трудовой договор принцессы Дианы продали на аукционе за £8,5 тыс.
Мир
Постпредство указало на дезинформацию ЕС в отношении позиции России по активам
Мир
Reuters сообщило о давлении США и союзников на ОАЭ из-за торговых связей с РФ
Мир
Четыре человека задержаны в Португалии по подозрению в содержании в рабстве мужчины
Мир
Кандидата в Европарламент от французской партии социалистов облили краской
Мир
Преподавание русского языка сохранилось только в трех школах Украины
Происшествия
Силы ПВО сбили украинский беспилотник над Курской областью
Мир
Протестующие в Тбилиси устроили пожар возле здания парламента
Общество
Синоптик спрогнозировал похолодание в Москве в начале мая

Ливия.Страны.Нет

Историк Станислав Хатунцев — о перспективах появления нового Сомали
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Ливия — страна, на которую Запад после жестокой смерти Каддафи старается обращать как можно меньше внимания. Но она не хочет, чтобы о ней забыли. С начала этого месяца в Триполи и вокруг него разворачивается цепь связанных друг с другом событий, которые не обещают скорой развязки.

1 октября убит полковник ливийских ВВС Мухаммед аль-Андалуси ас-Суси и ранена его мать. Задержали и обвинили в преступлении россиянку Е. Устюжанинову, фанатку другого ливийского полковника, несравненно более известного миру. Является она реальным киллером или нет, вопрос во многих отношениях риторический. В руках у местных боевиков она могла признаться не только в нападении на дом ас-Суси, но и в убийстве папы римского, фараона Снофру, пророка Мухаммеда и даже своего кумира Каддафи. Тем не менее следующим вечером толпа вооруженных ливийцев под предлогом мести за смерть ас-Суси нападает на российское посольство. «Возмущенные» действуют весьма профессионально, прекрасно ориентируясь на территории дипкомплекса и оперативно круша имевшиеся там камеры наблюдения.

Весьма показательно, что 13 октября в колыбели ливийской «революции» Бенгази вооруженные люди тоже застрелили офицера местных ВВС, однако о связанных с этим возмущениях и погромах всё еще не слышно. Что ж, «то спор ливийцев меж собою» — им убивать друг друга ничуть не предосудительно.

Прошлогоднего «подвига» в том же Бенгази с американцами в российском посольстве, к счастью, не повторилось. Под напором вооруженной охраны и ее помощников нападавшие, понеся потери, очистили поле боя.

Тем не менее ливийские власти заявляют о неспособности обеспечить безопасность наших дипломатов, и посольство в полном составе эвакуируется в Тунис, откуда утром 4 октября вылетает в Москву.

5 октября, чуть больше чем через год после убийства в Ливии посла Криса Стивенса, власти США задерживают и вывозят из страны истинного алькаидовца Назиха Абдул-Хамед Рукаи, более известного как Абу Анас аль-Либи, организатор терактов 1998 года возле американских посольств в Кении и Танзании.

В ночь на 10 октября главу кабинета Али Зейдана арестовывают боевики из группировки «Оперативный штаб революционеров», официально подчиняющейся МВД и минобороны Ливии. Они на весь Facebook объявляют, что премьер задержан за преступления, угрожающие существованию государства и направленные против его безопасности, но, освободив главу кабинета, берут свои слова обратно. Окончание ареста Зейдана сопровождается стрельбой — главным национальным развлечением в стране в последние годы. Вернувшийся на волю премьер-министр утверждает, что произошедшее является попыткой государственного переворота. 11 октября его освобождению салютует взрыв автомобиля-мины у стен шведского консульства в Бенгази — еще один привет дипломатии с намеком на события 11 сентября прошлого года. Помнится, что Швеция вошла в коалицию, которая свалила Джамахирию...

Ясно, что за ливийскими коллизиями лежит борьба за власть между различными группировками, действующими в стране. Али Зейдан — правозащитник, яростный противник Каддафи, живший до событий 2011 года в эмиграции. Он являлся официальным представителем «правительства» мятежников ПНС в странах Евросоюза, а 14 октября прошлого года, после отставки кабинета, который возглавляли местные «братья-мусульмане», был избран премьером. В свое правительство он включил представителей разных политических сил, в том числе исламистов. Большим авторитетом в Ливии он не пользуется, собственных вооруженных групп не имеет. То есть это такая компромиссная фигура, типичный «западник», стремящийся, как кот Леопольд, примирить заклятых врагов. Его положение во власти весьма неустойчиво. Будучи сторонником демократических ценностей в комплекте с гуманитарными интервенциями, он еще в мае обратился в НАТО с просьбой о помощи в сфере обеспечения безопасности. Там ее «изучают» — до сих пор.

Тем временем положение кабинета серьезно ухудшилось. Летом с подачи исламистов началась забастовка нефтяников, оставившая казну без денег. Поэтому теперь правительством недовольны те, на кого оно опирается и кто имеет в Ливии вес и влияние. Это представители племенной верхушки и руководства боевиков, формально находящихся на службе у государства. Поняв, что «Запад нам не поможет», Зейдан в сентябре отправил министра иностранных дел Мохаммеда Абдель Азиза в Российскую Федерацию. Там были заключены выгодные для Триполи договоренности, и это укрепило позиции кабинета. Но тут происходит история с Устюжаниновой и с нашим посольством, в результате которой, с одной стороны, связи РФ и Ливии оказались парализованы, с другой — местное правительство получило хук ниже пояса.

Этим тотчас воспользовался Вашингтон и выкрал вольготно чувствовавшего себя на родине аль-Либи. Данная операция проведена в то время, когда финансирование государственных учреждений заокеанской державы уже прекратилось. Таким образом «дядя Сэм» продемонстрировал, что руки у него не укоротились и не отсохли — чтобы супостаты не слишком радовались шатдауну и не возлагали на него чрезмерных надежд. Шатдаун вряд ли превратится в «Штатдаун», но положение ливийского премьера после операции США ухудшилось еще больше.

Однако и этого им показалось мало. Госсекретарь Джон Керри делает заявление, что Триполи был в курсе американских действий. Но Керри есть Керри, а Али Зейдан выстрелил себе в ногу: сказал, что эпизод с аль-Либи, которого многие в стране считают национальным героем, не скажется на отношениях с Вашингтоном. Кроме того, 8 октября премьер-министр жалуется корреспонденту Би-би-си на то, что Ливия завалена разнообразным оружием и в ней хозяйничают банды боевиков. Затем он обращается к Западу с просьбой о помощи, что жителями страны воспринимается как призыв к вмешательству в ее внутренние дела. И после всего этого сразу начинает сбываться прогноз популярного блогера и политического аналитика Эль-Мюрида, написавшего, что в ближайшие несколько месяцев исламисты постараются «довести дело до конца и окончательно свалить Али Зейдана».

По всей вероятности, события 2–11 октября являются лишь первой попыткой продолжить «революцию по-ливийски». За ней, в отсутствие такой политической силы и такого национального лидера, которые могут объединить вокруг себя большинство сограждан, последуют другие эксцессы, способные довести страну до полного хаоса. Все вышеописанные события, начиная с неудавшегося штурма дипмиссии РФ в Триполи, заставляют думать именно так.

Впрочем, страны как таковой нету уже сейчас. Есть территория, отмеченная на карте мира под ником «Ливия». В Африке подобная местность уже имеется. Это развалившееся в начале 1990-х годов Сомали. Но перспективы Сомали в сравнении с тем, что светит бывшей Джамахирии, мне лично представляются немного более радужными. Там действует несколько светских центров власти, которые контролируют порядок на занятых ими землях, пожалуй, эффективнее, чем Триполи, а центральное правительство, хотя и с помощью из-за рубежа, успешно борется с террористами, которые одно время были близки к победе. В Ливии же, по сравнению с четвертьвековыми мытарствами Сомали, как в «Санта-Барбаре» — всё еще только начинается.

Комментарии
Прямой эфир