Родственники Рахманинова ждут решения России о покупке «Сенара»

В Министерство культуры поступило распоряжение президента РФ Владимира Путина о приобретении швейцарского имения Сергея Рахманинова «Сенар» в российскую собственность. Об этом «Известиям» рассказал министр культуры Владимир Мединский.
— Есть соответствующее поручение президента. Это правильная идея, но дорогая. Мы думаем, как решить эту проблему, — заявил министр.
На данный момент имение оценивается более чем в 18 млн швейцарских франков (639 млн руб.). Это два дома, 10 га земли с садом, набережная и причал.
Момент для покупки «Сенара» ныне более чем подходящий — впервые за многие годы родственники Рахманинова намерены его продать, более того, в качестве покупателя желают видеть Россию.
Последним владельцем имения был внук композитора, основатель и президент фонда имени Рахманинова Александр Рахманинов, скончавшийся 1 ноября 2012 года. Согласно его завещанию, права на имение и все предметы интерьера, а также архив, рояль и личные вещи композитора должны были перейти фонду, который после смерти Александра Рахманинова возглавила его вдова Наталья.
Однако по швейцарскому законодательству, вне зависимости от завещания, 50% имущества почившего должны получить дети, коих у внука Рахманинова от предыдущих браков осталось четверо.
— Моя идея заключается в продаже дома, всего имущества и архива России, — заявила Наталья Рахманинова «Известиям». — Детям из полученной суммы нужно выплатить половину, а оставшиеся 50% будут принадлежать фонду, и мы сможем продолжить работу, которую начал мой муж. Я обращалась лично к президенту страны, юрист фонда работает в контакте с посольством России. Я жду решения правительства России.
Чем скорее будет принято такое решение, тем больше вероятности, что имущество композитора и его архив останутся в целости и сохранности, а Россия получит уникальный дом-музей.
К оперативным действиям вынуждают сложные имущественные отношения между правнуками композитора и Натальей Рахманиновой, о которых она рассказала «Известиям».
— По швейцарским законам, первую опись имущества проводил местный нотариус, затем первичную оценку стоимости дома и земли — эксперт-архитектор, стоимость картин, мебели, рояля — антиквар. Эксперты из российского Музея музыкальной культуры имени Глинки определили музейную ценность «Сенара» — писем, книг, личных вещей. Подключился и ректор Московской консерватории Александр Соколов. Речь шла о возможности организовать музей, — пояснила Наталья Рахманинова.
Теперь же, по ее словам, трое правнуков композитора хотят провести новую экспертизу виллы и имущества — для установления уже не музейной, а рыночной цены. В этом случае экспертиза докажет очевидную вещь: продажа имущества в розницу даст большую прибыль, чем продажа оптом.
— Но продажа будет только оптом, и никак иначе, — утверждает Наталья Рахманинова. — Эксперты доказали, что «Сенар» представляет бесспорную историческую и музейную ценность не только для России, но и для всего мира. Мы не имеем права дать пропасть последнему подлинному наследию великого музыканта.
Идею покупки виллы «Сенар» (название образовано от первых букв имени Рахманинова и его жены Натальи, а также их фамилии) неоднократно озвучивали пианисты Андрей Гаврилов и Денис Мацуев. Последний на недавнем заседании Совета по культуре при президенте обратился к Владимиру Путину с соответствующей просьбой, после чего вопросом занялось Министерство культуры.
Для министра Мединского в возможном обретении маленького российского анклава под Люцерном важен патриотический аспект: он озабочен тем, что на Западе Рахманинова нередко называют американским композитором, что «обидно и несправедливо», поскольку «Рахманинов всегда был и оставался глубоко русским человеком».
В беседе с «Известиями» министр также подчеркнул особую ценность «Сенара» как музея.
— Объект уникальный, не только с точки зрения места, а в первую очередь потому, что там фактически музеефицировано огромное количество вещей, принадлежавших Рахманинову. Дневники, ноты, переписка, одежда, мебель, рояль, на котором он сочинял музыку и играл. Не говоря уже о том, что дом строился по проекту Рахманинова. Это кусочек его жизни, сохранившийся в первозданном виде, — заключил Мединский.
Кроме того, приобретение имения сулит нашему отечеству материальные дивиденды. По мнению Андрея Гаврилова, «если бы этот комплекс принадлежал России, то появился бы самый уникальный, живой рахманиновский дом».
— Деньги вернулись бы с большой прибылью. Мастер-классы, концерты, записи, семинары, туристы со всего света — всё это быстро окупило бы любые финансовые затраты, — уверен собеседник «Известий».
«Сенар» находится в деревне Гертенштайн на берегу Фирвальдштетского озера (кантон Люцерн). Поместье было приобретено Рахманиновым в 1930 году, на следующий год композитор начал строительство двухэтажного дома, разбивку сада и обустройство причала. Семья Рахманинова переселилась в «Сенар» к 1934 году и оставалась там до начала Второй мировой войны, когда перебралась в США.