В Москве устроят «Октябрьский переворот»

В культурном центре «Москвич» в Текстильщиках открывается фестиваль «Октябрьский переворот», который станет первой ласточкой программы московского департамента культуры по децентрализации культурной жизни столицы. Этому же вопросу был посвящен круглый стол, в котором участвовали представители театров, домов культуры и самого департамента.
Центр Москвы перенасыщен театрами, музеями, галереями современного искусства, и все равно молодым режиссерам, актерам и художникам не хватает площадок для творческой реализации. А на окраинах города, где проживает большая часть населения, — культурная пустыня. В качестве редких оазисов здесь еще встречаются советские дома культуры и кинотеатры, но большая часть заброшена, продана в частные руки или влачит существование сельского клуба. После погромов в Бирюлево СМИ обратили внимание, что в этом районе нет ни одного кинотеатра, а в единственном ДК «Дружба» выступает хор ветеранов «Рябинушка».
— Это гетто, черная дыра на карте Москвы, — сказала на круглом столе, посвященном децентрализации московской культуры, заместитель главы департамента культуры Евгения Шерменева. — И таких черных дыр у нас много. Необходимость нести культуру за пределы Садового кольца очевидна. Но разовыми акциями проблему не решить, нужно формировать в городе культурную среду.
О необходимости инфраструктуры с кафе, книжными магазинами, центрами досуга говорили и другие участники круглого стола — в частности, режиссер и руководитель театра «Практика» Иван Вырыпаев.
— В России есть иллюзия, что Бог, искусство, знание — это нечто очень сакральное, принадлежащее избранным. И чтобы прикоснуться к этому, нужно ехать куда-то далеко, стоять согнувшись у окошечка кассы, надевать бахилы. Нам нужно менять эту парадигму, искусство должно быть доступным и демократичным. Почему мы думаем, что художник — это исключительное существо и он никому ничего не должен? Задача театра — не только показывать спектакли, но и создавать вокруг себя правильную среду. Здесь важно всё, начиная от формы лавочек в фойе и заканчивая дизайном веб-сайта, — заявил режиссер.
Сам Вырыпаев сейчас занят новым проектом «Артерия» — подыскивает заброшенную площадку на окраине, которую можно будет превратить в центр современного искусства и тем самым немного облагородить район, как это случилось с задворками Курского вокзала, превратившимися в настоящий арт-кластер: «Винзавод», гелерея Artplay, «Гоголь-центр».
Но в спальных районах экспериментальное авангардное искусство, ориентированное на модных хипстеров, может встретить сопротивление, как, скажем, в Перми была отторгнута культуртрегерская программа Марата Гельмана.
Руководитель модернизированного КЦ ЗИЛ Елена Мельвиль рассказала на круглом столе, что тоже столкнулась с протестом населения, когда отменили дискотеки «кому за 30». Но она считает, что нельзя идти на поводу у публики и потакать ее вкусам — «надо показать хороший театр, сделать прививку современного искусства, воспитывать своего зрителя».
Причем начинать хорошо бы с детства — школьники все свое время проводят «на районе», их шанс попасть в МХТ имени Чехова или Большой стремится к нулю. Очевидно, что у этих ребят должна быть альтернатива пиву у подъезда. Прекрасно, если у них будет шанс сходить на молодежный спектакль или выставку современного искусства недалеко от дома. Но чтобы подросток туда дошел, заинтересовался и что-то понял, нужна кропотливая работа по привлечению и воспитанию аудитории — мастерские, творческие лаборатории, долговременные программы.
На все это денег департамента не хватит. Но учреждениям культуры необязательно во всем полагаться на государство. Есть примеры вполне успешного развития частных досуговых центров, кооперации с бизнесом.
По Новодмитровской улице, где располагается дизайн-завод «Флакон», раньше люди старались не ходить. Теперь там на День города собирается по 5 тыс. человек, приходят на мастер-классы семьями, с детьми, смотрят вместе кино и мультфильмы, посещают лекции. В этом году «Флакон» запускает совместный проект с Театром Ермоловой под руководством Олега Меньшикова — на его площадках будут идти спектакли молодых режиссеров.
Фестиваль «Октябрьский переворот», который задумали КЦ «Москвич» и проект «Открытая сцена», тоже представит зрителям работы режиссеров нового поколения — Олега Глушкова, Саши Денисовой и Юрия Муравицкого, Вячеслава Игнатова, Кирилла Вытоптова и других. Дни фестиваля будут разделены по темам: экспериментальный, драматический, музыкальный и детский театр.
Всего будет показано 11 спектаклей, четыре из которых — премьеры. Также пройдет ретроспектива лучших постановок «Открытой сцены» в видеозаписи, где можно будет увидеть легендарные уже «Пластилин» Кирилла Серебренникова и «Облом-off» Михаила Угарова.
- ВКонтакте