Новости, деловые новости - Известия
Четверг,
29 сентября
2016 года

Новый учебник истории расскажет о «болотном деле»

В 2020 году школьники будут изучать на уроках события мая 2012-го

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кирилл Зыков

30 октября состоится итоговое заседание президиума Российского исторического общества (РИО), которое подведет итог работы над концепцией единого учебника по истории для средней школы, разрабатываемого по инициативе президента Владимира Путина. Как рассказал «Известиям» заместитель директора Института российской истории РАН, один из разработчиков концепции, Сергей Журавлев, события декабря 2011 года включат в раздел новейшей истории в период с 2000-го по май 2012 года.

— Содержание учебников полностью зависит от авторов, поскольку в концепции даны общие формулировки, которые позволяют авторам учебников включить практически любые события. Скорее всего, попадет и «болотное дело», и другие протестные события этого периода, но, насколько подробно они будут описаны, пока сказать сложно, — говорит историк.

В том случае, если президиум Российского исторического общества одобрит разработанную концепцию, документ отправят на утверждение президенту. После этого будет объявлен конкурс на написание учебника, в котором смогут принять участие как коллективы ученых, так и школьных преподавателей, а также отдельные авторы.

— Любой желающий — коллективы ученых, школьных учителей либо конкретные люди — сможет принять участие в конкурсе и представить свои тексты учебников на конкурс. Затем уже конкурсная комиссия — скорее всего, она будет формироваться при участии Российского исторического общества, Министерства образования и науки — объявит итоги конкурса. Возможно, победит учебник, а возможно, в финале окажутся несколько лучших работ. Если победит несколько — будет несколько учебников, — пояснил Журавлев.

Речь идет не просто о создании отдельного учебника, а целого учебно-методического комплекса, в который входят учебник, книга для учителя, наборы карт и схем для обучающихся. Период с 2000-го по март 2012 года будет писаться особым порядком по той причине, что многие начавшиеся в ту поры процессы еще не завершены и оценивать их пока рано. Поэтому там будет более пунктирный анализ, более информационный.

— В разделе, посвященном новейшей истории, будет говориться о том, какие проблемы стоят перед государством и обществом, как государство эти проблемы пытается решить, какие меры предпринимаются, какие намечаются тенденции во внутренней политике, во внешней политике, как Россия пытается держаться и осуществлять модернизацию в условиях мирового экономического кризиса. В этом разделе будет реализован объективно-информационный подход. А до 2000 года мы бы хотели в полной мере реализовать исторический, а не политологический подход, — добавляет Сергей Журавлев.

Авторы учебника не являются в этом деле первопроходцами. События, произошедшие после выборов в Государственную думу в декабре 2011 года, уже проанализированы в учебнике, написанном специалистом по новейшей истории, автором учебников по истории России новейшего времени Александром Даниловым.

— Не нужно посвящать отдельные разделы оппозиции. Но нельзя и не сказать об этом совсем. Мы, например, написали, что после выборов в Госдуму в 2011 году состоялись массовые акции как в поддержку, так и против итогов выборов, которые вызвали большой общественный резонанс, — отмечает он.

Доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Георгий Мирский считает, что период конца 2011 — начала 2012 года - это главное, ради чего стоило затевать написание учебника, поскольку именно в этот период произошли события, выявившие коренной перелом в осознании себя россиян гражданами своей страны.

— События конца 2011 — начала 2012 года показали, что традиционное, столетиями существующее отношение к власти изменилось. Люди перестали думать, что от них ничего не зависит. Они поверили в то, что если заявить о своей позиции и предпринимать какие-то действия, то можно изменить ситуацию. Это был сигнал, что народ перестал быть бессловесной, покорно выполняющей всё, что ему скажут, массой, — утверждает ученый.

Описание актуального правления — это нарушение историографической традиции, в которой не принято описывать актуальное правление, напоминает профессор МГИМО, историк Андрей Зубов.

— В историографической традиции, особенно в России, не принято писать про действующего правителя. Всегда заканчивается на том, что такой-то царь умер, взошел на престол новый, и больше о нем ничего не говорится, потому что его правление еще не закончилось, а как закончится — никто не знает, — резюмирует профессор.

По оценкам создателей, учебник полностью будет внедрен в учебный процесс не раньше 2020 года: нужно время на написание, публикацию, замещение в нынешней программе. Следует отметить, что учебник будет корректироваться и дополняться, поэтому к 2020 году события 2012-го станут вполне историческими.

Известия // среда, 30 октября 2013 года

Новый учебник истории расскажет о «болотном деле»

Новый учебник истории расскажет о «болотном деле»В 2020 году школьники будут изучать на уроках события мая 2012-го

скопируйте этот текст к себе в блог:

Новости партнеров



реклама
Закрыть

Цитировать в комментарии
Сообщить об ошибке