Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Минтранс России выразил соболезнования в связи со смертью Старовойта
Мир
Депутата из Гагаузии задержали в аэропорту Кишинева после поездки в Москву
Мир
Лавров заявил о готовности России помочь Ирану с обеднением урана
Мир
Польская армия начала операцию «Безопасный запад» на границе с Германией
Мир
Bild опубликовала секретный список запрашиваемого Украиной у Германии оружия
Общество
Бывшего замглавы Росгвардии заключили под стражу по делу о коррупции
Общество
Китай поможет построить кластер новейших предприятий в Челябинской области
Мир
В Британии заявили о приостановке производства истребителей Eurofighter Typhoon
Мир
РФ заявила протест Швеции из-за атаки БПЛА с краской на торгпредство в Стокгольме
Общество
Суд осудил экс-замглавы Генштаба ВС РФ Арсланова на 17 лет за взятку
Мир
Хуситы взяли на себя ответственность за атаку сухогруза Magic Seas
Общество
Путин назначил Никитина исполняющим обязанности главы Минтранса РФ
Авто
Экс-завод Hyundai в России выпустил более 18 тыс. авто за полгода
Армия
ВС РФ освободили Бессаловку Сумской области и Дачное Днепропетровской области
Общество
В Кировске задержали организатора трейлового забега «Хибины»
Мир
Священнику УПЦ Калиновскому пригрозили тюрьмой за отказ принять присягу
Общество
Брат Блиновской рассказал о желании суда отнять квартиру у него из-за блогера
Общество
Минтранс России выразил соболезнования в связи со смертью Старовойта
Мир
Депутата из Гагаузии задержали в аэропорту Кишинева после поездки в Москву
Мир
Лавров заявил о готовности России помочь Ирану с обеднением урана
Мир
Польская армия начала операцию «Безопасный запад» на границе с Германией
Мир
Bild опубликовала секретный список запрашиваемого Украиной у Германии оружия
Общество
Бывшего замглавы Росгвардии заключили под стражу по делу о коррупции
Общество
Китай поможет построить кластер новейших предприятий в Челябинской области
Мир
В Британии заявили о приостановке производства истребителей Eurofighter Typhoon
Мир
РФ заявила протест Швеции из-за атаки БПЛА с краской на торгпредство в Стокгольме
Общество
Суд осудил экс-замглавы Генштаба ВС РФ Арсланова на 17 лет за взятку
Мир
Хуситы взяли на себя ответственность за атаку сухогруза Magic Seas
Общество
Путин назначил Никитина исполняющим обязанности главы Минтранса РФ
Авто
Экс-завод Hyundai в России выпустил более 18 тыс. авто за полгода
Армия
ВС РФ освободили Бессаловку Сумской области и Дачное Днепропетровской области
Общество
В Кировске задержали организатора трейлового забега «Хибины»
Мир
Священнику УПЦ Калиновскому пригрозили тюрьмой за отказ принять присягу
Общество
Брат Блиновской рассказал о желании суда отнять квартиру у него из-за блогера

Лепота

Поэт и переводчик Игорь Караулов — о том, чем опасно стремление мэрии упорядочить городское пространство
0
Выделить главное
Вкл
Выкл

Картина Юрия Пименова «Новая Москва», знакомая многим с детства, приобрела особое очарование в постсоветские годы, с началом массовой, лихорадочной автомобилизации москвичей. Глядя на нее, можно было с ностальгией вздохнуть: вот она, старая Москва 1937 года, без пробок, без людского столпотворения. Просторный Охотный Ряд, омытый теплым дождем. А за Охотным Рядом угадывается вольная, широкая Тверская, по которой ездят одни воронки, членовозы и личные авто лауреатов Сталинской премии. Лепота, да и только.

И вот недавно было мне видение. Ехал я из родного Ясенева в Останкино, «Яндекс» жирными красными линиями сигнализировал мне о забитом Третьем кольце, запруженном машинами Садовом, и я решил — была не была, поеду через центр. И уже на Большом Каменном мосту я почувствовал себя внутри картины художника Пименова. В этот утренний час буднего дня автомобилей на улице было немногим больше, чем сотрудников ДПС, скучавших вдоль проезжей части. И тогда я подумал, что фарш удалось провернуть назад, машина времени изобретена и автор этого открытия — Максим Ликсутов, транспортный гуру московского правительства, который ежедневно рапортует о глобальных планах и достижениях своего ведомства.

Впрочем, рецепт громкого успеха до смешного прост: надо максимально урезать число мест парковки, а за пользование оставшимися брать деньги. Чем меньше будут парковаться в центре, тем меньше будут туда ездить. Как выяснилось, даже мизерные 50 рублей в час отпугивают не только среднего обывателя на пресловутом кредитном «Фокусе», но и людей состоятельных, таких как гендиректор телеканала «Дождь» Наталья Синдеева, которую недавно уличили в постыдной маскировке номера бумажкой. Но куда больше, чем величина тарифа, отпугивают трудности с его оплатой. Платеж с помощью SMS проходит не с каждого телефонного номера. Паркоматы не принимают наличных, не всегда работают. Наконец, их просто слишком мало. И на движение транспорта в масштабах мегаполиса нововведения никак не повлияли — по-прежнему сложно представить утренний и вечерний часы пик без привычных 9 баллов по «Яндексу», и именно через эти пробки приходится с трудом пробираться, чтобы порою попасть в идиллические уголки столицы, имитирующие сталинскую Москву.

Результаты транспортной революции, затеянной Ликсутовым, пока оценивать рано. Как говаривали во времена художника Пименова, «лес рубят — щепки летят». И у нас перед глазами всё больше мелькают щепки пиара. Примером могут служить велосипедные дорожки, о которых так любит говорить московский образованный слой. Это так по-европейски, не правда ли? Только не нужно забывать о двух вещах. Во-первых, Москва — слишком большой город и для подавляющего большинства людей маршрут дом–работа — отнюдь не велосипедный, так что велосипед здесь годится в основном для воскресных утех модной молодежи. Во-вторых, несмотря на глобальное потепление, у нас по-прежнему пять месяцев в году лежит снег, с уборкой которого городские власти год от года справляются на тройку.

Но если велосипедная показуха всего лишь забавна, то новые планы Ликсутова, о которых теперь объявлено, вселяют тревогу. С декабря этого года парковка будет платной в любом месте внутри Садового кольца, а брать за нее будут уже 80 рублей в час. Для тех, кто в центре работает, перспектива платить за парковку по 600–700 рублей в день или проститься с автомобилем на пять дней в неделю будет серьезным ударом.

Произвольное расширение пространства поборов выглядит не столько как мера по упорядочению транспортных потоков, как ее называют в ведомстве Ликсутова, сколько как попытка властей пополнить городской бюджет за счет водителей. Но следует сказать и вот о чем. Нулевые годы были жирны во всех отношениях, кроме одного: за это время значительное большинство людей, причислявших себя к среднему классу, было выдавлено с рынка недвижимости. Для этих людей автомобиль стал единственной статусной вещью, к приобретению которой стоит стремиться. Невозможность пользоваться личным автотранспортом существенно снизит их социальную самооценку.  

Есть и еще один беспокоящий момент. С тех самых времен, когда Петр I выравнивал по линейке петербургские новостройки, российские власти частенько понимали порядок как нечто перпендикулярное удобству людей. Иногда кажется, что порядок в понимании Ликсутова и его коллег — это когда всё вокруг аккуратно и единообразно, граждане ходят и ездят по струночке, да и вообще пореже показываются на глаза начальству, которое только и делает, что хвалит само себя. Словом, это когда на Москву приятно посмотреть из окна мэрии. Когда лепота. К примеру, пешеходные зоны, расползающиеся нынче по городу, служат не только еще одним средством вытеснения транспорта из центра. Они заодно и убивают городскую среду. Одинаковая плитка, одинаковые тумбы и клумбы делают Климентовский переулок клоном Столешникова, а Камергерский — близнецом Никольской. Но ведь это разные уголки Москвы, у которых был свой особый характер.    

Увлечение г-на Ликсутова идеалом тотальной лепоты лежит в русле традиции. Но чем дальше он будет продвигаться в направлении этого идеала, тем больше людей на деле будут чувствовать себя лишними в этом чудесном городе. 

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности