Новости, деловые новости - Известия
Воскресенье,
28 августа
2016 года

Основная версия катастрофы Boeing в Казани — человеческий фактор

Следователи выясняют, почему экипаж дважды не смог создать условия для посадки самолета и не попросил о помощи авиадиспетчеров

СК РФ

На месте крушения Boeing 737-500 авиакомпании «Татарстан» в Казани практически сразу после катастрофы начали работать эксперты Следственного комитета и Межгосударственного авиационного комитета (МАК). Жертвами катастрофы стали 50 человек, в том числе глава УФСБ Татарстана, генерал-майор Александр Антонов и Ирек Минниханов — сын главы республики Рустама Минниханова. В числе рабочих рассматриваются версии ошибок экипажа при посадке в сложных условиях, а также  технических неполадок самолета, которому было уже почти 24 года.   

Трагедия в международном аэропорту Казани произошла в 19.25 мск, когда там приземлялся Boeing 737-500 авиакомпании «Татарстан», который следовал регулярным рейсом № 363 из Москвы. Самолет вылетел из столичного аэропорта Домодедово

По предварительным данным, в Казани самолет стал заходить на посадку, однако по неизвестной пока причине пилоты решили идти на второй круг. При повторном заходе на посадку самолет врезался во взлетно-посадочную полосу носом и загорелся. 

Прибывшие на место катастрофы пожарные быстро справились с огнем, однако никто из находившихся на борту Boeing не выжил.

Следственный комитет возбудил по факту крушения самолета уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц»). В настоящее время на месте происшествия работают следователи и эксперты-криминалисты СКР. 

По предварительным данным, причиной катастрофы могла быть техническая неполадка самолета или человеческий фактор — ошибка пилотов. В этот вечер в районе аэропорта шел мелкий дождь, было уже темно, однако видимость оценивалась в 5 тыс. м. 

— Погодные условия были вполне нормальными: при такой видимости экипаж уже за 4 км до ВПП видел огни. Если самолет не смог сесть после двух попыток, это говорит либо о непрофессионализме пилотов, которые не смогли создать необходимые условия для посадки, либо о том, что у них отказало навигационное оборудование. Если самолет не сел с первого раза, диспетчер должен был выяснить причину и помочь экипажу с посадкой. По неизвестной пока причине этого не произошло, и пилоты решили идти на второй круг, — рассказал «Известиям» информированный авиационный эксперт. — Необходимо выяснить, почему им не помог диспетчер. 

По его мнению, экипаж мог быть не подготовлен для управления самолетом такого типа.

— Насколько я знаю, [47-летний командир воздушного судна] Рустем Салихов лишь недавно был назначен командиром экипажа, поэтому ему должны были дать опытного второго пилота. Сейчас необходимо понять, на какой технике они летали раньше. Если это была легкомоторная авиация, которая может использоваться только в светлое время суток, то им могло просто не хватить опыта для посадки в ночное время по навигационным приборам Boeing. 

Эксперты считают, что причины авиакатастрофы не связаны с действиями авиадиспетчеров или наземных служб.

— Международный аэропорт Казани незадолго до этого готовился к Универсиаде и приему большого количества бортов, поэтому был отремонтирован и оснащен по последнему слову техники, — рассказал «Известиям» заместитель председателя профсоюза авиадиспетчеров Сергей Ковалев. — При посадке самолет опустился до минимально допустимого уровня, касания с землей не произошло, пилоты решили идти на второй заход, однако Boeing уже «провалился» — уровень высоты был ниже допустимого, поэтому двигатели уже его не вытянули и он врезался в землю. 

Разбившийся в авиакатастрофе Boeing 737-500 был выпущен в 1990 году и имел регистрационный номер VQ-BBN. В последнее время командиром судна был летчик Рустем Салихов. В парк авиакомпании Tatarstan Air самолет попал в декабре 2008 года, до этого он сменил еще несколько компаний, среди которых были Bulgaria Air, Uganda Airlines,  Air France, Rio Soul, Blue Air, AWAS. 

Этот же Boeing уже совершал аварийную посадку в аэропорту Казани 26 ноября 2012 года. Тогда он совершал рейс № 370 Казань–Москва (Домодедово) и на его борту находились 71 пассажир и 7 членов экипажа. В 7 часов утра, через 20 минут после взлета в кабинете пилота сработали аварийные датчики, и экипаж принял решение вернуться в Казань. По одной из версии, причиной ЧП стала разгерметизация салона. 

Как заявил «Известиям» пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков, семьям погибшим государство выплатит компенсации.

— Правительство и региональные власти работают в этом направлении, — сказал Песков.

Будут ли какие-то действия со стороны авиакомпании «Татарстан», «Известиям» узнать не удалось. Компания даже по прошествии нескольких часов после катастрофы так и не выразила соболезнования семьям погибших, также с сайта перевозчика исчезла информация о структуре и руководстве компании.

По информации «Известий», председателем совета директоров авиакомпании является первый заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства республики Татарстан Инсаф Хайруллин. В декабре 2011 года генеральным директором был назначен Аксан Гиниятуллин. В начале 2012 года правительство Татарстана отказалось от сотрудничества с болгарским холдингом «Химимпорт» в области авиаперевозок и приняло решение передать авиакомпанию «Татарстан» в собственность подконтрольного правительству ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс». Около двух лет в республике говорили о возможном слиянии «Татарстана» с другой контролируемой холдингом авиакомпанией «Ак Барс аэро», однако вопрос об объединении отложен на неопределенный срок.

Стоит также отметить, что в апреле 2012 года авиакомпания «Татарстан» планировала вывести из эксплуатации два воздушных судна В-737/300, а также В-737/500 и заменить их на ВС типа Аirbus-319. Замена воздушных судов должна была обеспечить однотипность парка, высокую топливную эффективность, сократить долю затрат на топливо в себестоимости авиаперевозок, а также позволить выйти на качественно новый уровень обслуживания пассажиров. Однако в связи с высокими долгами этого сделать не удалось.

Похожая катастрофа с таким же Boeing 737-500 произошла 14 сентября 2008 года в Перми, жертвами стали 82 пассажира (в том числе 7 детей) и 6 членов экипажа. Самолет авиакомпании «Аэрофлот Норд» совершал рейс из Москвы в Пермь. При заходе на посадку в районе аэропорта Большое Савино экипаж повел себя неадекватно: пилоты не выполняли распоряжения диспетчера, второй пилот передал управление командиру, когда самолет находился в состоянии прерванного захода на посадку. Командир, в свою очередь, ошибся в показаниях приборов, совершил фатальный маневр по крену, после чего самолет перевернулся через левое крыло и на скорости около 470 км/ч врезался в землю в нескольких сотнях метров от жилых домов. От удара самолет полностью разрушился, обломки загорелись. Пожар сильно повредил то, что осталось от лайнера. Позже эксперты обнаружили в крови командира экипажа следы алкоголя. 

Как выяснилось, одной из причин катастрофы был низкий уровень подготовки экипажа. Большинство пилотов ранее летали на отечественных Ту-134, Ан-2, поэтому использовали иные технику пилотирования, управления ресурсами (CRM) и принципы по выводу самолета из сложных пространственных положений с прямой индикацией авиагоризонтов. 

Известия // понедельник, 18 ноября 2013 года

Основная версия катастрофы Boeing в Казани — человеческий фактор

Основная версия катастрофы Boeing в Казани — человеческий факторСледователи выясняют, почему экипаж дважды не смог создать условия для посадки самолета и не попросил о помощи авиадиспетчеров

скопируйте этот текст к себе в блог:

Новости партнеров




Новости сюжета «Авиакатастрофа в Казани»:

реклама
Закрыть

Цитировать в комментарии
Сообщить об ошибке