На фестивале NET показали «Индекс металлов»

В рамках театрального фестиваля NET (Новый европейский театр) в Центре имени Мейерхольда состоялась российская премьера видеооперы итальянского композитора Фауста Ромителли «Индекс металлов». Спектакль стал и стартом музыкальной программы фестиваля, и продолжением проекта ансамбля «Студия новой музыки» «Новый музыкальный театр».
«Индекс металлов» написан для сопрано-соло (Екатерина Кичигина), видеопроекции на трех экранах, ансамбля («Студия новой музыки») и электроники. Все эти силы предназначены для пяти картин с интермедиями, в которых используются фрагменты звучания финской техно-группы Pan Sonic. Начинается же произведение с мини-цитаты — единственного аккорда из песни Pink Floyd.
Автором видеоряда выступил Паоло Пакини, однако увидеть в нем какой-либо сюжет достаточно проблематично: параллельно с музыкой на трех экранах разворачиваются абстракции, иллюстрирующие различные состояния металлов — от горячей капли до обломков арматуры. Не улавливается сюжет и в тексте Кенка Левкович, пестрящим словосочетаниями «предельные влюбленные», «индустриальная зашумленная пыль» и др.
Здесь в помощь зрителю приходит разве что условное деление пяти картин на три галлюцинации. В первой из них девушка, находящаяся, по всей видимости, в наркотических видениях, тонет в металлах, в третьей — из них же восстает. Тогда же возникает более или менее ясное ощущение мелодии — благодаря голосу Екатерины Кичигиной, чей глубокий и мягкий тембр стоит отнести к безусловным плюсам постановки.
Тому, кто все-таки ищет в этих звучаниях концепцию, стоит сообщить, что Ромителли написал свою оперу 10 лет назад, когда боролся со смертельной болезнью. Год спустя он умер.
Дирижировал премьерой главный дирижер ансамбля «Студия новой музыки», заслуженный артист России Игорь Дронов, чьей сверхзадачей стало сведение воедино живого исполнения и электроники.
— С подобного рода мультимедийностью мы раньше не сталкивались. И самым сложным было соединить все ее элементы в один, целостный спектакль. Ведь есть электронное звучание, оно незыблемо — длится определенное время и в определенном пространстве, а есть акустическое звучание живых инструментов. Чтобы рассчитать точное время для соединения всех пластов, надо было находить какие-то новые способы взаимодействия. Я очень доволен, всё прошло на отличном уровне, — заявил маэстро Дронов.
Справиться с непростой задачей, по его словам, ансамблю помогла особая система договоренностей, секретная. Условно — «один элемент, который всех сводил к общему знаменателю».
Следующая музыкальная премьера в рамках фестиваля NET — мультимедиаспектакль в трех картинах для двух экранов, ансамбля и электроники «Падение/я» трех ныне здравствующих композиторов: Рафаэля Сендо, Мартена Маталона, Михаэля Жарреля.
Автор видеоряда постановки — тот же Паоло Пакини, но его содержание обещает быть более жестким — фестиваль NET поставил спектаклю возрастной ценз 16+.
— «Падение» будет более радикальным в целом, одна музыка Рафаэля Сендо чего стоит. Это будет логическое продолжение Ромителли, но в этой постановке не используется человеческий голос, сплошь электронно-инструментальная музыка. Способ соединения и звуковой результат будут впечатляющим, — уверен Игорь Дронов.
Фестиваль продлится до 4 декабря.