Соглашение с Ираном было достигнуто по плану Лаврова

Иран допустит к себе западных экспертов, не станет вводить в строй и развивать новые атомные мощности — добиваться обогащения ядерного топлива в Натанзе, на Фордоу и в Араке. Также он не будет в течение полугода обогащать уран более чем до 5%. Запад, в свою очередь, облегчит существующие в отношении Исламской Республики санкции. В частности, позволит продавать углеводороды в ЕС и США, хотя и с ограничениями, а также ослабит санкции в отношении нефтехимической и автомобильной промышленности, позволит поставлять запчасти для гражданской авиации и воздержится от введения новых ограничений.
Таковы, если совсем вкратце, пункты документа, подписанного 24 ноября в Женеве на встрече «шестерки» (5 стран — постоянных членов Совбеза ООН плюс Германия) по урегулированию иранской ядерной программы. Переговоры проходили в течение последних пяти дней, кроме того, им предшествовало несколько лет регулярных встреч без видимых результатов.
Принятое решение уже назвали «историческим», а глава Госдепа США Джон Керри заявил, что «первые соглашения с Тегераном делают мир безопаснее».
— По сути, нынешний план основан на предложении российского министра иностранных дел Сергея Лаврова о поэтапности и взаимности: в обмен на каждый конкретный шаг Ирана Запад снимал бы одну из санкций, — считает директор Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров. — Очевидно, что еще два года назад, когда Лавров предложил это, Россия ясно представляла пути выхода из кризиса.
Все последние годы Москва убеждала Тегеран пойти на соглашение.
— Отказ поставить Ирану противоракетные комплексы С-300 в 2010 году, вызвавший напряженность в отношениях двух стран, — это ведь тоже был один из способов надавить на Тегеран, чтобы тот пошел на переговоры, — считает старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сажин.
В то же время, как выяснилось в минувший уик-энд, Вашингтон вел секретные переговоры с Тегераном в течение последнего года на высоком уровне, причем состоялись по крайней мере три встречи. Об этом факте не было известно даже Израилю, несмотря на его тесные контакты с американской администрацией.
— Переговоры по большей части шли на уровне специалистов и касались решения каких-то конкретных вопросов, а не примирения в целом, — говорит Сафаров. — Активизация переговоров и встречи на высоком уровне начались по большей части лишь после прихода к власти в Иране нового президента Хасана Роухани летом этого года. Вашингтон помогал Тегерану, советовал, какие предложения стоит выдвигать на переговорах с «шестеркой», чтобы достичь соглашения.
Между тем премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху раскритиковал 24 ноября соглашение с Ираном, заявив, что это «самообман» и что документ не помешает Тегерану создать ядерное оружие. По мнению израильского лидера, любое ослабление санкций сделает Иран в будущем менее сговорчивым. И, несмотря на радость дипломатов, некоторые аналитики усматривают в нынешнем соглашении значительный шаг по направлению к началу большой войны на Ближнем Востоке.
— Ирану дали полугодовую передышку, которой он воспользуется, чтобы модернизировать средства доставки ядерного заряда, — считает президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский. — Запад купился на улыбчивого и контактного президента Роухани, особенно на контрасте с мрачным Ахмадинежадом, и обрадовался достижению сиюминутного результата.
По словам эксперта, если США и Европа помирятся с Тегераном, то ваххабитская Саудовская Аравия, давний враг шиитского Ирана, немедленно купит ядерное оружие у Пакистана. Примерно в том же направлении будет действовать и Турция. Все это приведет к новому витку нестабильности на Ближнем Востоке, только уже на уровне опасности атомной войны.
— Нынешние договоренности вызовут истерику у Саудовской Аравии, Катара, Израиля, — говорит Сафаров.
По его мнению, стоит ожидать усиления напряженности между Тегераном и этими странами, которое будет сопровождаться провокациями и терактами.