Евромайдан не верит отечественному бизнесу

Центр Киева 24 ноября заняли более 50 тыс. человек, которые вышли на марш «За европейскую Украину». Они заполонили и центральную площадь, она же майдан, и прилегающие Крещатик и Европейскую площадь. Кое-где дело дошло до мелких стычек в толпе. У здания правительства был использован слезоточивый газ. Сделал ли это спецназ «Беркут» или какие-то провокаторы, пока неясно.
Участники акции протестуют против распоряжения правительства приостановить подготовку соглашения об ассоциации с ЕС, которое Украина могла подписать в Вильнюсе 28–29 ноября.
По мнению многих экспертов, нынешний майдан вряд ли приведет к революции. Во-первых, ему до сих пор не предложили ни одного внятного лозунга и не объяснили, за что он борется. Во-вторых, на площади не поставили палатки и распускают людей домой по ночам, а это крайне неудобно для большинства иногородних участников. И главное — в него так и не вкачали деньги. Некоторых спонсоров прошлой бури уже нет в живых, в частности, опального российского олигарха Бориса Березовского. Другие предприниматели пока желания финансировать вторую серию майдана не высказали.
Оторваны от народа и сами лидеры протеста. Глава партии УДАР Виталий Кличко не смог открыть митинг — его самолету не дали посадку в Киеве. Кличко, имеющий бизнес в ЕС и платящий там налоги, не впервой прилетать на митинги из-за рубежа. На этот раз митингующие говорили, что Кличко якобы летел из США, где был по семейным делам. А его пресс-служба сообщила, что «самолет, в котором Кличко возвращался из Киева после консультаций с европейскими политиками, отказались принять в киевских аэропортах. Он сел в другом месте и поехал машиной». На митинге вместо Виталия выступил его брат Владимир. Он, как чемпион по боксу, привычно сообщил, что «победа будет за нами».
В силу холодной и туманной погоды народ решили не держать на одном месте, а поводить колоннами по Киеву. Марш начался возле памятника Шевченко — в аккурат там, где стартовала акция «Украина без Кучмы», позже переросшая в «оранжевую» революцию.
Среди тех, кто призвал народ к победе, теперь оказались лидеры движения «Третья сила» Юрий Луценко, фракции «Батькивщина» Арсений Яценюк, националистической партии «Свобода» Олег Тягнибок. Юлию Тимошенко представляла ее дочь Евгения. Она же выступила первой на митинге, зачитав воззвание матери. «Не ждите, не надейтесь, не просите, действуйте и побеждайте, — написала Юлия из тюрьмы. — Нужно заставить власть подписать Соглашение с ЕС 29 ноября в Вильнюсе».
Кто убедит сам Евросоюз в необходимости такого подписания, Тимошенко не уточняла.
По доброй майданной традиции участники марша снесли агитпалатку, установленную Компартией Украины под памятником Ленину. Ради этого прорвали тройное милицейское оцепление. Сам памятник забросали яйцами. Евроинтеграторы, видимо, не были проинформированы, что коммунисты не выступили против майдана. Многие из них неожиданно поддержали идею сближения с ЕС, но при условии всенародного референдума.
На этот раз политики шли по главной украинской улице без оркестра, но под двумя крупными флагами — украинским и евросоюзным. Вдали, в киевском тумане, виднелись красно-черные унсовские «бандеровские» знамена. А также сине-желтые стяги партии «Свобода». Ее активисты скандировали привычное: «Банду — долой!», не уточняя списочный состав.
В толпе оперативно действовали граждане в надетых на куртки футболках с надписями «Комитет освобождения политзаключенных». Они собирали деньги. Степень легитимности комитета люди не уточняли, бросали гривну щедро.
Многие постили в соцсетях семейное фото, где на одной карточке — по три поколения, включая младенцев. Их подписывали: «Мои дорогие мама, муж и дети уже на майдане. А вы?»
— Многотысячное стадо стоит и глотает то, что вешают на уши люди, которые чихать хотели на их проблемы. Украина снова наступает на те же грабли, что и в 2004-м, — заявил по итогам Владимир Лесик, глава Ассоциации защиты прав граждан.
Пока в Киеве политики майдана произносили стандартные тексты, а писательница Ирена Карпа призывала к терпимости к меньшинствам, активистам майдана во Львове удалось установить палатки. Там акция обещает продлиться даже после Вильнюсского саммита.
Львовский облсовет обратился к местным вузам с просьбой отпустить студентов на майданы и обеспечить им «страховку от возможных провокаций».
— Евромайдан считается уважительной причиной пропуска пар, — рассказали в Координационном совете евромайдана во Львове. Сейчас они ищут транспорт, чтобы доставить митингующих в Киев.
Нужды образования, видимо, менее приоритетны.
Въезд в город со Львовско-Житомирской стороны сейчас крайне затруднен из-за пробок. Митингующие говорят, что ГАИ не пускает их в столицу. Но постовые утверждают, что просто транспорта слишком много.
В Одессе евромайдан проводят вопреки запрету суда.
Манифестация в польском Кракове собрала более 1 тыс. человек. Они призывают президента Украины, несмотря на распоряжение правительства о приостановке подготовки соглашения с ЕС, поехать на Вильнюсский саммит и подписать документ. По словам представителя президента Украины в парламенте Юрия Мирошниченко, Янукович примет решение об участии в саммите, когда выслушает все аргументы. Некоторые политики сами себя пытаются уговорить, что правительство, отказываясь от соглашения с ЕС, приняло свое решение без учета мнения президента, сделавшего решительный осознанный выбор.
Киевскому майдану противостоит митинг «Нет евро-гомо-интеграции», идущий вблизи майдана на Михайловской площади. Его участники, чтоб согреться, водят хороводы вокруг белого шара с надписью «Евро = Гомо» и перечеркнутым флагом ЕС. Участников митинга около полутысячи. Поблизости запаркован десяток автобусов с надписью УСПП (Украинский союз промышленников и предпринимателей). Именно обращение его представителей к президенту стало поводом для правительственного распоряжения о приостановке интеграции. Промышленники утверждали, что не успели модернизировать производства по евростандартам. Их предприятия погибнут, а работники окажутся на улице, когда на украинский рынок придут дешевые европейские товары. Майдан не хочет им верить, хотя говорят они чистую правду.