Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Блинкен заявил об отсутствии данных о военных поставках Китая России
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Культура
Главный приз «Золотой святой Георгий» ММКФ получил фильм «Стыд» Мексики и Катара
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Спорт
Международная федерация баскетбола продлила отстранение россиян до декабря 2024-го
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Общество
В Ростовской области задержан избивавший граждан 17-летний подросток
Спорт
FIG удалила из правил пять названных в честь российских гимнасток элементов
Спорт
Тетерин победил Манжуева в бою турнира «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Культура
Лучшим российским фильмом ММКФ стала картина «Лгунья» режиссера Трофимовой
Мир
На Тайване произошло землетрясение магнитудой 6,1
Мир
Минимум 10 человек погибли в результате пожара в гостинице в Бразилии
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Борис Акунин вошел в историю

Вышла первая пара книг амбициозного проекта «История Российского государства»
0
Борис Акунин вошел в историю
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Объявив о начале работы над «Историей Российского государства», Борис Акунин сильно подставился. Многие, признавая несомненную своевременность проекта, остались покороблены непринужденностью, с которой успешный беллетрист соотносит его с подвижнической многолетней работой Николая Карамзина.

Упреки в дилетантизме от истории подкреплялись аргументами о том, что его романы о XIX веке полны натяжек и условностей. В случае с «Историей Российского государства» боялись вместо научного труда получить очередную проповедь либеральных ценностей под видом занимательной истории.

Не столь многочисленные, но более въедливые читатели сразу обратили внимание на существенный нюанс: Карамзин был ультрамонархистом и весьма гордился дарованным ему званием историографа. К которому к тому же полагалось профессорское жалованье. Не метит ли и Акунин на теплое местечко?

Поэтому два первых тома, первый из которых собственно — «История Российского государства от истоков до монгольского нашествия», а второй — три авантюрные повести под общим заголовком «Огненный перст», были встречены с большим, но не самым благожелательным интересом.

Оказалось, что не всё так страшно. Самое первое и самое важное: автор ни в коем случае не претендует на учебник истории или уж тем более единый учебник. Наоборот, исторический том начинается с честного предупреждения: «Я пишу для людей, плохо знающих российскую историю и желающих в ней разобраться. Я и сам такой же».

Таким образом, «История…» Акунина — это не претензия на новый канон, а честная попытка «разобраться», предпринимаемая на наших глазах «публичным интеллектуалом», чьи взгляды нам хорошо известны по фандориане и выступлениям последних лет.

Потом автор добавляет: «Я не выстраиваю никакой концепции» и «я решительный противник идеологизированной истории». Второе утверждение он и впрямь старательно соблюдает, одинаково часто цитируя и монархиста Карамзина, и насквозь идеологизированного советского академика Рыбакова. А вот с первым вышла неувязка.

Сама логика структурирования огромного материала подтолкнула профессионального писателя к тому, чтобы снабдить тома эффектными заголовками: «Часть Европы» (первый том, вышедший сейчас), «Часть Азии» (второй том — от монголо-татарского нашествия до XVII века) и, наконец, видимо, «Евразия».

А такая периодизация сама сложилась в концепцию, ее автор прописывает прямым текстом: современная Россия — евроазиатское государство, в устоях и традициях которого европейские и азиатские черты смешались так же неразрывно, как в физиономии Андрея Боголюбского, владимирского князя и при этом половца по матери. Что и обеспечило фантастическую устойчивость этого государства.

С концепцией этой можно соглашаться или нет, но она заявлена открыто, а не протаскивается исподволь. В остальном же автор честно следует намеченному плану: разбирает скудные источники, вылущивает из них «среднее достоверное», выстраивая удобопонятную линию формирования Киевской Руси.

И заодно развенчивает красивые легенды, как государственнические, вроде пресловутого «призвания варягов» (норманны издавна жили бок о бок с новгородцами), так и интеллигентско-либеральные, вроде демократии, якобы процветавшей в «Господине Великом Новгороде». Ну какая демократия, если решения на вече принимались «на крик», а у сильнейших бояр были свои профессиональные «крикуны»?  

При этом он (как, впрочем, и некогда Карамзин) не отказывает себе в своеобразном юморе. «Про высокую нравственность славянок читать приятно, но добровольность их самоубийств вызывает сомнения», — комментирует он сообщение византийского хрониста о жестоких погребальных обрядах славян-язычников.

Порою же такой сарказм возникает сам собой. «Бунт в столице всегда сотрясает самые основы государства», — замечает автор. Речь идет о восстании 1113 года, приведшем на трон Владимира Мономаха, но отпускает-то это замечание Борис Акунин, активный участник и в какой-то степени идеолог белоленточного движения зимы 2011–2012 годов. А если учесть, что речь идет о Киеве, буквально о тех самых местах, где кипят страсти ровно 900 лет спустя, становится совсем «смешно».

Разумеется, на страницах всё время возникают колоритные личности. Например: «этот Рюрикович был классическим бароном-разбойником, которыми изобилует история средневековой Европы — жадным до добычи, безжалостным и коварным». Готовый злодей исторического романа, бери и пиши.

Акунин и пишет. И не только чтобы не пропадал собранный материал, но и, очевидно, в качестве компенсации профессорского жалования, которого ему никто не предлагает. Но не про жестоких князей и мудрых государей. В центре «Огненного перста» — выдуманные персонажи IX, XI и XIII веков, объединенные передающейся из поколения в поколение большой родинкой посреди лба, отметиной «Огненного перста».

Это тоже честная книга — честная беллетристика, назначение ее — развлечь читателя и заодно помочь ему «усвоить материал». Ведь Акунин, хоть и публичный интеллектуал, но не академик и не религиозный учитель. Относиться к каждому его слову, как к непреложной истине, совсем не обязательно.

Комментарии
Прямой эфир