Четверо в лодке против ВМФ США

На российские экраны выходит «Капитан Филлипс» — фильм
мощный, увлекательный, познавательный, явно претендующий на попадание в
несколько оскаровских номинаций, да еще и с Томом Хэнксом в главной роли. Одним
словом — тот случай, когда отправиться в кино стоит не только лишь любителям
экшна.
О том, что это именно экшн, причем высококлассный, можно
догадаться уже по имени режиссера: Пол Гринграсс, обладатель «Оскара» за
«Потерянный рейс», в послужном списке которого также «Ультиматум Борна»,
«Превосходство Борна», «Не брать живым» и «Кровавое воскресенье». Неудивительно, что основанную на реальных событиях историю о нападении
сомалийских пиратов на американское торговое судно «Алабамы» один из самых
знаменитых в мире продюсеров, Скотт Рудин, доверил именно ему.
Реальные события,
которые легли в основу сюжета, разворачивались в 2009 году: во времена, когда
экипажам торговых кораблей, несмотря на то что прилегающие к Сомали воды уже
тогда кишели пиратами, не разрешали иметь на борту оружие. (После случая с
захватом «Алабамы» запрет был частично снят). Обороняться от пиратского
нападения можно было одним способом: водометами. Что и делает, по приказу капитана
Филлипса, команда гигантской, не особо поворотливой «Алабамы». Атакует же их
шлюпка с четырьмя голодными, оборванными, но вооруженными молодыми людьми. И
грабители захватывают корабль.
Для многих зрителей наверняка откровением станет то, что знаменитые,
устрашающие сомалийские пиратские корабли это отнюдь не могучая армада под
черным флагом с черепом и костями, а мелкие суденышки, в которых сидят самые
настоящие оборванцы: бывшие рыбаки или дети рыбаков, разорившиеся после того,
как рыбы в прибрежных водах из-за варварского ее отлова не стало.
Конкурс, чтобы попасть на пиратскую шлюпку, как в МГИМО — по
100 человек на место. АО «Сомалийские пираты» — серьезная организация, и
исполнители: те, кто идет на абордаж торговых кораблей, — находятся на самых нижних
ступеньках ее иерархии.
«Мы не «Аль-Каида», никто не пострадает, это чистый бизнес», —
заявляет глава шайки, направляя оружие на моряков. «Чистый бизнес», вопреки
воле сторон, оказывается кровавым.
Главный нерв в фильме Гринграсса — психологический поединок
двух капитанов: американца Филипса (Хэнкс) и сомалийца Мусы (блестящий дебют
Бархада Абди, сомалийца, эмигрировавшего в США). С позиции режиссера, они оба — в равной степени жертвы
сложившейся ситуации.
Фильм начинается со своеобразного пролога: разговора капитана
Филипса, еще дома, в Вермонте, с женой о будущем их детей. «Им придется трудно,
мир меняется, раньше достаточно было квалификации, теперь нужны еще и другие
качества, изворотливость, например», — рассуждает капитан, и становится ясно: фильм
будет еще и том, как сложно становится выжить нормальным, ответственным людям с
традиционным набором ценностей. Сомалийское пиратство — одна из
болевых точек современного мира, нарыв, который свидетельствуюет об общем
неблагоприятном состоянии организма под названием «человечество».
Все эти соображения отчетливо считываются в подтексте
фильма, но, по счастью, только лишь в подтексте. На поверхности —
увлекательнейшее действо: сначала «Алабама» пытается уйти от погони, а капитан
блефует, выдавая в радиоэфир, лжеинформацию о якобы летящем на помощь вертолете
со спецназом. Затем — корабль все-таки захватывают, карабкаются сквозь струи
водометов на борт, с легкостью отстреливают замки, которые должны предохранить
и груз, и самих моряков. Абсурдность ситуации, когда такой мощный корабль,
принадлежащий главной сверхдержаве мира, оказывается бессилен перед четверкой
изголодавшихся босяков, с каждым кадром проявляется всё сильнее. Конечно, ближе
к финалу сверхдержава покажет всё на что способна: введет в эти воды свои
боевые корабли, пошлет десант бравых морпехов, отправит лучших снайперов, и они
выполнят свою работу так четко, слаженно и безупречно, что станет ясно: шансов
у врагов никаких. Но если вспомнить, что враги — четыре оборванных голодранца,
абсурдность начнет зашкаливать.
Гринграсс снял свой фильм за два месяца, в открытом море,
почти не прибегая к визуальным эффектам и компьютерной графике. Военные силы
США — кстати, всегда чутко реагирующие на нужды кинематографистов — оказали ему
всяческую поддержку: эсминцы действительно приплыли и морпехи были самыми
настоящими. Как заметил один мой коллега, «воевать они умеют», так что
здесь действительно есть на что посмотреть.
Гринграсс предлагает публике фильм в жанре «философский экшн
с социальным уклоном», который должен в равной степени захватить и
неискушенного зрителя во всем мире, и членов Американской киноакадемии. Похоже,
номинаций на «Оскар» этой антипиратской саге действительно не избежать.