Цены на билеты в метро пройдут общественное обсуждение

В Мосгордуму внесен законопроект, в соответствии с которым цены на проезд в городском транспорте, а также тарифы на жилищно-коммунальные услуги будут устанавливаться после одобрения парламентариев, Контрольно-счетной палаты, органов местного самоуправления и Общественной палаты Москвы. Как рассказал «Известиям» руководитель фракции КПРФ в Мосгордуме Андрей Клычков, который является одним из авторов документа, в течение месяца депутаты планируют собрать в его поддержку 20 тыс. подписей москвичей. Если законопроект будет принят, правительству станет труднее реализовать такие непопулярные решения, как недавнее повышение цены билета на метро (до 40 рублей).
В соответствии с действующим законодательством тарифы на проезд в общественном транспорте и услуги ЖКХ в Москве регулирует Региональная энергетическая комиссия. Законопроект утверждает, что «правоотношения в данной сфере... отражаются на благосостоянии каждой семьи», и предлагает сделать процесс установки тарифов подконтрольным другим органам власти.
Как говорится в документе, мэр должен будет представлять в Мосгордуму вместе с проектом бюджета «проекты нормативных актов о ценах, ставках, тарифах на жилищно-коммунальные и транспортные услуги для населения». Также до установки тарифов «их экономическую обоснованность и доступность для населения» должны проверить Контрольно-счетная палата Москвы и городская Общественная палата. Нормативные акты, устанавливающие тарифы, должны быть направлены для обсуждения и в Совет муниципальных образований Москвы. Как говорится в законопроекте, эти меры защитят москвичей «от необоснованного повышения регулируемых цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные и транспортные услуги».
— Сейчас обсуждается эта нашумевшая идея: чтобы меньше людей пользовались билетами на одну и две поездки в метро, будет поднята их стоимость, — сказал Андрей Клычков. — Говорится, что такими билетами пользуются в основном туристы и для них это не такая большая разница. Все подобные изменения должны быть прозрачны, и если Мосгордума не согласится с ростом тарифов, она может вернуть бюджет на доработку.
По словам Андрея Клычкова, требование одновременно рассматривать документы, утверждающие бюджет и тарифы, логично.
— В бюджете предусмотрены, например, компенсации метрополитену за проезд льготных категорий граждан, — пояснил депутат. — В следующем году эта сумма составит 30 млрд рублей. Поставщики услуг видят эти суммы и могут ориентироваться на них при разработке тарифов. В результате тарифы станут далеки от реальности.
Как утверждает депутат, если Контрольно-счетная палата Москвы проведет проверку обоснованности тарифов уже после их утверждения, это вряд ли повлияет на ситуацию.
По его словам, в первом чтении законопроект должен быть рассмотрен 25 января.
— К этому времени мы планируем собрать 20 тыс. подписей, — сказал депутат. — Это дополнительное усиление нашей позиции. В Мосгордуме всего три депутата от КПРФ, и практика показывает, что все важные законопроекты нам удавалось провести только с подписями граждан.
Председатель Союза пассажиров Кирилл Янков отметил, что сейчас простые москвичи не имеют возможности оценить, обоснованы или нет тарифы проезда на метро, которые им предлагают.
— Мы пытались просчитать себестоимость одной поездки, — сказал Кирилл Янков. — Но не нашли информации, которая бы позволила это сделать. Мы считаем, что метрополитен должен быть более открытой организацией и, как многие крупные компании, проходить внешний аудит и публиковать его результаты.
В то же время эксперт по общественному транспорту Московского центра борьбы с пробками Александр Чекмарев считает, что обсуждение с общественностью и Мосгордумой таких сложных вещей, как составляющие тарифов на поездки, может оказаться напрасной потерей времени.
— Мы можем довольно точно определить, сколько стоит бланк билета, но просчитать, какие расчеты несет перевозчик, для человека, который не является специалистом в этой области, очень трудно, — сообщил эксперт. — Выносить такой вопрос на общественной обсуждение — это все равно что предлагать обсудить, целесообразно ли, например, повышать налоги. Поскольку так исторически сложилось, что наше население обычно не доверяет власти и воспринимает любые ее инициативы в штыки, вполне вероятно, что обсуждение только накалит обстановку.
Александр Чекмарев напомнил, что у пассажиров метро остается возможность воспользоваться картой «Тройка», которая является «электронным кошельком», по прежним тарифам, платя за одну поездку 26 рублей. Цены в 2014 году повысятся только на билеты на одну и две поездки. По информации столичного департамента транспорта, такая политика поможет сократить очереди у касс.