Гергиев: «Закон о запрете гей-пропаганды я не знаю и знать не хочу»

Российский закон о запрете гей-пропаганды всё больше усложняет жизнь главного культурного посла России за рубежом, директора – художественного руководителя Мариинского театра Валерия Гергиева.
17 декабря ему пришлось выдержать напряженную, аврально созванную пресс-конференцию в Мюнхене, где в 2015 году Валерию Абисаловичу предстоит возглавить оркестр филармонии. Встреча с журналистами не только не помирила дирижера с сексуальными меньшинствами, но и вынудила Городской совет Мюнхена внести «дело Гергиева» в повестку своего сегодняшнего заседания, сообщает Süddeutsche Zeitung.
Сегодня же Гергиев дает вечер музыки Стравинского со своими будущими подопечными. Местные защитники прав гомосексуалистов пообещали сопроводить это событие акцией протеста. В баварских газетах появились объявления общества «Розовый лист» с призывом прийти в 18.30 на площадь перед Мюнхенской филармонией.
Вероятность того, что торжественно анонсированный контракт дирижера с Мюнхенским филармоническим оркестром будет расторгнут, невелика, но репутационные потери и для Гергиева, и для оркестра уже довольно значительны. Интендант оркестра Пауль Мюллер не скрыл от журналистов, что и в самом коллективе идут бурные дискуссии на тему отношения Гергиева к гомосексуалистам, но «ситуация еще не достигла критической точки».
Летом 2013-го, когда закон был принят, маэстро обвиняли в преступном молчании, а после сентябрьского интервью голландской газете Volkskrant — уже в оскорблении меньшинств. Тогда Гергиев заявил: «В России мы делаем всё, чтобы защитить детей от педофилов. Этот закон не о гомосексуализме, а против педофилии. Но у меня слишком плотный график, чтобы я мог более детально углубиться в этот вопрос».
На пресс-конференции Гергиеву припомнили этот неаккуратный комментарий. Маэстро сказал, что интервью не было с ним согласовано. И добавил не без раздражения:
— Я этого закона не знаю и знать не хочу. Я никогда не поддерживал этот закон, потому что я его совершенно не понимаю.
На вопрос, действительно ли в России теперь нельзя говорить о гомосексуализме в присутствии детей, дирижер ответил:
— На определенных этапах важнее рассказывать детям про Пушкина и Моцарта.
Гергиев попытался напомнить собравшимся, что он не является «депутатом Госдумы или членом правительства» и может рассуждать только о своей сфере — музыке.
— Разумеется, в артистическом сообществе нет места дискриминации. Если кого-то унизят в моем присутствии, а я буду молчать, это будет моя ответственность, — пообещал Валерий Абисалович.
Родион Щедрин рассказал «Известиям», что натиск немецких ЛГБТ-активистов и журналистов не оставляет Гергиева безучастным.
— Мы видели Валерия Абисаловича после пресс-конференции. Конечно, он был подавлен. Всякому человеку неприятно, когда говорят о нем заведомую ложь. Есть хорошая русская поговорка: «Лучше грешным быть, чем грешным слыть». Сейчас — говорю с горечью — идет организованная компания нечистоплотной клеветы, — убежден Щедрин.
Мюнхен стал четвертым городом, требующим от Валерия Абисаловича защитить русских геев: до этого дирижеру пришлось столкнуться с акциями протеста в Нью-Йорке и Лондоне, а в Роттердаме был поднят вопрос о лишении местного «Гергиев-фестиваля» бюджетной субсидии. Муниципалитет Роттердама отклонил это требование.