Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Авто
Госавтоинспекция объявила сплошные проверки в регионах
Общество
Ряд подрядчиков вернули украденные средства в бюджет Белгородской области
Мир
Экс-премьер Молдавии обвинил Санду в кризисе в стране
Мир
Посольство РФ заявило о цели Лондона милитаризовать инфопространство против России
Армия
ВС РФ нанесли авиационный удар по 141 бригаде ВСУ в Волновахском районе
Новости компаний
ПСБ провел форсайт-сессию по развитию Ярославской области
Общество
Детскую комнату открыли в больнице Енакиево в ДНР в преддверии Дня защиты детей
Происшествия
В результате взрыва на АЗС в Казахстане пострадали 14 человек
Мир
Верховный суд США разрешил Трампу приостановить программу миграции Байдена
Мир
Журналист назвал четыре возможных сценария поддержки Украины со стороны Запада
Происшествия
В Коренево в Курской области при атаке ВСУ пострадала женщина
Мир
Видео встречи Путина и вдовы Абэ заняло первое место в японских газетах
Мир
Небензя назвал условие Москвы для прекращения огня на Украине
Спорт
Генсек РФС объяснил причины невыдачи «Химкам» лицензии для участия в РПЛ
Мир
Келин сообщил о цели поездки советника Стармера Пауэлла на переговоры в Стамбул
Общество
Путин поручил поддержать пострадавших от ЧС жителей Курской и Белгородской областей
Мир
Эксперт заявил о поддержке Европой курса против РФ из-за награждения фон дер Ляйен

Критика чистого разума выбирает между супом и треской

«Кант» в Театре имени Маяковского обернулся комедией абсурда
213
Критика чистого разума выбирает между супом и треской
Фото предоставлено пресс-службой Театра имени Маяковского
Выделить главное
Вкл
Выкл

В театре всегда были популярны пьесы о великих: интересно же в самом деле, каким человеком в жизни был Наполеон, кто же все-таки отравил Моцарта и что ел на обед Иммануил Кант. О последнем решил рассказать литовский драматург Марюс Ивашкявичюс, чьи пьесы не раз ставили Римас Туминас и Оскарас Коршуновас. Немудрено, что Миндаугас Карбаускис тоже не смог пройти мимо сочинений соотечественника. 

Художник Сергей Бархин придумал для спектакля эффектное пространственное решение: шестиугольный, обитый алым бархатом амфитеатр, в центре которого изысканный обеденный стол, а вокруг — зрительские скамьи, расположенные, как в студенческой аудитории. Пока его установили на большой сцене Маяковки, но как только окончится ремонт в филиале на Сретенке, спектакль переедет туда. 

Шестиугольник — это эзотерический знак, символ мира и гармонии и одновременно образ шекспировского театра. Но не надо пугаться — при ближайшем рассмотрении «Кант» оказывается не зубодробительной лекцией по философии, а очень смешной интеллектуальной комедией.

Живущий в Кенигсберге немецкий философ приглашает на обед друзей: пастора, судью, врача и начальника полиции. Застолье в доме Канта — это целый ритуал, где между супом и треской ведут светские беседы, травят анекдоты, но не просто так, а с пользой для здоровья, поскольку смех помогает пищеварению, и никогда не говорят о работе — таковы правила. Критика чистого разума выбирает между супом и треской

В эту чинную мужскую трапезу вносит сумятицу появление загадочной особы (убедительный дебют ученицы Сергея Женовача Юлии Соломатиной), явившейся к ученому за автографом с томиком «Критики чистого разума».

«О, это лабиринт, из которого никто не вышел живым», — предупреждает девушку священник (Игорь Костолевский), но она с типично женским упрямством пытается выведать у автора, о чем все-таки эта книга. Проблему усложняет то, что девушка плохо говорит по-немецки и путается в самых элементарных понятиях вроде «пАмять» и «помЯть». А во втором акте незнакомка исчезает так же неожиданно, как появилась, и друзья начинают подозревать, что тут не обошлось без мистики.

Их философские рассуждения о том: что есть человек? — разбавляет ядреный мужицкий юмор слуги Мартина в колоритном исполнении Анатолия Лобоцкого и визит двух монашек из общества борьбы с нищетой, у которых тот украл петуха-осеменителя. Одну из них, комическую старуху, играет Светлана Немоляева, и в этой эпизодической роли умудряется показать драму женщины с неудавшейся личной жизнью.Критика чистого разума выбирает между супом и треской

Да и сам Кант, которого в своей мягкой обаятельной манере играет Михаил Филиппов, на поверку оказывается не всезнающим мужем, а одиноким, растерянным и даже трусоватым человеком — слуги вертят им как хотят.

Его мощный ум не в состоянии объяснить всех загадок природы: например, почему вдруг осенью птицы не улетают на юг, а яблоки не падают с деревьев. Философ и его друзья видят в этом знак беды, боятся, что время остановилось и вот-вот наступит конец света. Им невдомек, что где-то в Исландии просто началось извержение вулкана, накрывшего всю Прибалтику облаком пепла.

В пьесе вообще много говорят о времени и его иллюзорности. И в спектакле оно тоже ведет себя странно: то тянется медленно-медленно, то буксует на месте, а то вдруг пускается вскачь. Лишенная линейного развития пьеса Ивашкявичюса то и дело заводит в тупики, поворачивает вспять и обманывает ложными финалами. Но иногда случаются феерические эпизоды, когда зал хохочет над каждой фразой или, наоборот, замирает от ощущения чьего-то незримого присутствия. 

В финале спектакль, прикидывавшийся исторической костюмной драмой, превращается в комедию абсурда, бесконечное кэрролловское чаепитие, но покрепче градусом. Никакая философия не может справиться с тайной бытия, изменчивого и чуждого точных определений.

Поймать его в клетку научных формулировок так же невозможно, как вывести закономерность в пении петуха или рационально объяснить суть юмора. Поэтому все попытки ученых мужей найти мораль в анекдоте заканчиваются провалом, а простецкие шутки подвыпившего слуги Мартина бьют точно в цель.                   

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности