Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
Силуанов прокомментировал ситуацию со SWIFT на фоне диалога РФ и США
Общество
Блогера Лерчек оставили под домашним арестом
Общество
Умер заслуженный деятель искусств РФ звукорежиссер Валентин Бобровский
Армия
Система «Купол Донбасса» за неделю сорвала 198 атак украинских БПЛА в ДНР
Мир
Трамп обвинил Иран в организации атак хуситов и пригрозил жестким ответом
Мир
Vietnam Airlines возобновит рейсы Ханой — Москва спустя три года после перерыва
Мир
В кабмине Израиля заявили о «свободе для журналистов» после ограничения работы Кулюхина
Мир
Совет ЕС одобрил финансовую помощь Украине на €3,5 млрд
Политика
Политолог допустил согласование помощи стран ЕС Украине на €40 млрд без Венгрии
Спорт
Россиянка Мирра Андреева поднялась на третье место в чемпионской гонке WTA
Армия
Российские военные уничтожили миномет и антенну ВСУ в Харьковской области
Мир
Сийярто заявил об отказе Венгрии поддержать новый пакет помощи Украине на €20 млрд
Мир
Песков назвал опасной тенденцией обсуждение отправки контингента НАТО на Украину
Общество
ФТС пресекла канал контрабанды авиационных запчастей в ОАЭ и Республику Конго
Мир
Сербия может допустить РФ и США к анализу данных о якобы звуковой пушке на протестах
Наука и техника
Самолет Superjet с российскими двигателями ПД-8 совершил первый полет
Политика
Военный аналитик назвал поражение под Курском причиной отставки главы генштаба ВСУ

Свободные художники сошлись в «Рождественском параде»

Независимые студии, лаборатории и частные театральные проекты претендуют на лидерство в культурной жизни Петербурга
16
Свободные художники сошлись в «Рождественском параде»
«Андрей Иванович возвращается домой». Фото предоставлено пресс-службой театра
Выделить главное
Вкл
Выкл

В завершившемся в Петербурге XX фестивале «Рождественский парад» по традиции участвовали негосударственные театры. «Известия» выяснили, что ситуация с этими игроками театрального процесса изменилась к лучшему — по крайней мере в Петербурге.

Фразу Надежды Тэффи о политических партиях — «растут, как грибы под дождем» — смело можно применить к независимым театрам, студиям, лабораториям, частным театральным проектам. И не просто «растут», но и играют заметную роль в культурной жизни города.

Уже больше двух лет в Петербурге действует Содружество негосударственных театров, объединившее «малые» театры города с целью их поддержки и популяризации. Примечательна новация «Золотого софита» 2013 года: за всю историю высшей театральной премии города в конкурсной программе появился раздел «негосударственные театры».

Большую поддержку таким коллективам много лет оказывает фестиваль «Рождественский парад», который прошел в Петербурге уже в 20 раз. В разные годы его участниками были Андрей Могучий, Юрий Бутусов, Григорий Дитятковский, Игорь Ларин, тогда малоизвестные. 

Есть ли прямая связь между «независимостью» коллектива и смелостью его новаций? Ведь в негосударственном театре может родиться спектакль как действительно новаторский, так и традиционный, без малейшей попытки  «быть в авангарде». Да и масскульт многих независимым коллективам не чужд. 

Свободные художники сошлись в «Рождественском параде»— Вероятно, формат существования театра сказывается на его поисках, — сказал «Известиям» председатель Содружества негосударственных театров и председатель жюри фестиваля Александр Платунов. — Имеет значение то, что движет авторами спектакля: стремление выполнить репертуарный план или личная заинтересованность. И потом, новые формы лучше апробируются в новых пространствах и на довольно узкой аудитории, чем, скажем, в условиях большой академической сцены.

Парадоксально, но факт: в основе многих спектаклей фестиваля лежал материал, связанный с мифологией, фольклором, ритуалом. Театр будто захотел обновить себя, обратившись к архаике, «детству культуры».

Несомненный фаворит фестиваля — петербургский театр «Открытое пространство», представивший спектакль «Андрей Иванович возвращается домой» по поэме Фаины Гримберг. Режиссер Роман Габриа и художник Сергей Новиков стремились подчеркнуть вневременной характер поэмы, написанной в духе древних плачей.

Древнерусская образность гармонирует с отсылками к недавней истории, к Горбачеву и Ельцину. Актер Сергей Агафонов, постоянно меняющий ипостаси (он и мужик из русской сказки, и «перестроечный» пацан), создал архетипичный по сути образ вечного солдата, который вечно не возвращается домой.

Образ странствия возникает и в спектакле-перформансе «Колодец времени» петербургского Театра звукопластики Shakin' Manas. Танцевальные движения, восходящие к ритуальным восточным действам, исполняются под чтение Книги пророка Иезекииля, текстов Бродского и Евгения Мякишева, и обращены скорее к ассоциативной памяти зрителя. 

Возможность прикоснуться  к традиционной культуре в первозданном виде предоставил публике якутский театр «Олонхо», привезший моноспектакль Венеры Петровой «Кубулгат Куо» («Преображение»).

Свободные художники сошлись в «Рождественском параде»Взяв пьесу Ионеско «Новый жилец», режиссер Студенческого театра Тарту Калев Куду захотел воплотить ее сакральный смысл. История о новом жильце, приказавшем грузчикам заполнить комнату мебелью, поставлена в замедленных ритмах, как торжественный церемониал. Спектакль далек от комикования и желания психологизировать абсурдистскую пьесу, что было бы привычней для русской публики. Театр абсурда в таком варианте — метафизический, выражающий ужас бытия.  

А вот «Посторонний» Камю в прочтении режиссера Юлии Паниной из петербургского театра «Особняк» на удивление легок и ироничен. Герои живут говорят о любви, увлечениях, разных мелочах и моменты их неожиданного пересечения абсурдно комичны. Тем серьезнее кажется финал, когда «посторонний» осознает неизбежность своей смерти.

XX «Рождественский парад» объединил прошлое и современность. Поэтому его логичным завершением стало вручение учрежденной в этом году премии «Лев», которая посвящена памяти петербургского театроведа Льва Гительмана.

Первым обладателем элегантного бронзового льва стала народная артистка России Галина Карелина, чья судьба много раз пересекалась с фестивалем. Работавшая с великими корифеями «Александринки», Галина Тимофеевна играет сейчас у Фокина и Могучего, а также в авангардистской «Мухе» молодого режиссера Олега Еремина. Ее биография доказывает, что традиция и эксперимент обогащают друг друга, к чему «Парад» всегда тяготел.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением