Ирина Аввакумова: «Трамплины в Сочи очень сложные»

22-летняя россиянка Ирина Аввакумова в декабре заставила поверить всех в медальные перспективы на Олимпиаде женской сборной России по прыжкам с трамплина. Если раньше нашей команде прочили попадание в шестерку, то теперь называют одним из фаворитов предстоящих Игр.
Спортсменка завоевала бронзовую медаль в индивидуальном зачете и золото в командном на прошедшей в итальянском Трентино XXVI Всемирной зимней универсиаде. Аввакумова дважды поднялась на подиум и в Кубке мира, и сейчас занимает третье место в генеральной классификации. В интервью «Известиям» летающая лыжница рассказала об эмоциях, которые испытывает во время полета, боязни высоты и предстоящих Играх.
— Как вы пришли в прыжки с трамплина?
— Сначала я бегала на обычных лыжах. В один прекрасный момент мне просто стало скучно, и я начала заниматься горными лыжами. Потом случайно увидела, что некоторые ребята прыгают с трамплина. Мне стало интересно. Подошла к тренеру, мы с ним поговорили, и первый раз я прыгнула с маленького трамплина на горных лыжах. Наверное, я пролетела два с половиной метра, но это время мне показалось вечностью. Я поняла, что это то, чего мне не хватает в жизни. Тогда мне было 14 лет.
— Вы родились в Ленинградской области, а выступаете за московский клуб «Воробьевы горы». Как оказались в столице?
— У меня папа военный. Где мы только ни жили. Родилась в Ленинградской области, потом какое-то время мы жили в Мурманске. В 1997 году приехали в Москву, где я начала заниматься спортом. Семья у меня достаточно большая: мама, сестра и брат. Родители, правда, вместе не живут.
— Насколько важно, что вы стали первой россиянкой, сумевшей подняться на подиум в Кубке мира?
— Как только я попала в сборную, меня стали называть лидером команды. Теперь я стараюсь оправдывать надежды. Но я себя лидером не считаю. Я такая же, как и все остальные девочки, так же тренируюсь. Где-то прыгаю лучше я, где-то они.
— Вы ожидали такого прорыва? Еще год назад были совершенно другие результаты…
— Ждала. Правда, не думала, что прогресс будет прямо сейчас. Но случиться должно было. Когда я поехала на Универсиаду, был расчет на попадание в призы. Это было нужно, чтобы поймать кураж, завестись, заработать положительные эмоции. В итоге получилось победить. Можно сказать, в нужное время.
— Следующий этап Кубка мира состоится в Чайковском 4–5 января. Родные стены придают уверенности?
— Трамплин в Чайковском является одним из самых любимых. Наверное, потому, что Пермский край для меня как второй дом. Когда я начинала тренироваться, два года жила в Перми. В Европе выступать сложнее, так как везде иностранная речь. В России тебе все радуются, поддерживают, есть возможность общаться. Сейчас в Чайковском всё на самом высоком европейском уровне, очень хороший комплекс.
— Тренерский штаб ставит какие-то задачи на этот этап?
— Пока нет, да и я сама еще не думала об этом. Поеду туда 28 декабря и буду встречать Новый год. Проведу несколько тренировок, а там уже видно будет, какие задачи решать.
— Кого считаете основными соперницами в этом сезоне?
— Конечно, это японка Сара Таканаси. По-моему, этот человек — запрограммированный робот. Естественно, не сбрасываю со счетов американку Сару Хендриксон. Сейчас у нее травма, но если она в ближайшее время начнет прыгать, то к Олимпиаде обязательно подготовится. Ну и 30-летняя австрийка Даниэла Ирашко. Но мне кажется, что ей уже тяжеловато соревноваться с молодыми.
— Три последних года вы становились чемпионкой России. Есть ли какие-то конкурентки на внутренней арене и в сборной?
— Каждый участник соревнований — это соперник. Нельзя никого сбрасывать со счетов. Сзади меня есть «молоденький состав вагонов», как я говорю. Если они накатаются и наберутся опыта, то вырастет хорошая смена. Я считаю себя достаточно опытной спортсменкой, все-таки езжу по различным соревнованиям уже пять лет.
— Как будет проходить отбор на Олимпиаду?
— От страны могут поехать четыре человека. По итогам всех соревнований сезона вплоть до 19 января 2014 года надо набрать соответствующее количество очков. На Игры поедет тот, кто наберет больше очков и войдет в топ-30 мирового рейтинга. У немцев в тридцатку сейчас входит пять человек, поэтому им придется кого-то убирать. В таком случае поедет спортсмен из другой страны, находящийся ближе всех в рейтинге. От России пока прохожу только я, но надеюсь, что кто-то еще сможет пробиться.
— Прыжки с трамплина среди женщин включены в программу Игр впервые. Перед Олимпиадой в Ванкувере разгорелся скандал. Когда женский вид не был заявлен, спортсменки подали в суд и утверждали, что их дискриминируют по половому признаку. Справедливо, что женщины наконец-то примут участие в Играх?
— Когда я начинала заниматься, не было ни чемпионатов мира, ни чемпионатов Европы. Обрадовалась, когда узнала, что наш вид будет представлен на Олимпиаде. Поняла, что, помимо удовольствия от прыжков, у меня появилась спортивная цель. Теперь я нормальный спортсмен, с нормальными задачами.
— Какое впечатление осталось от трамплинов в Сочи?
— И большой, и маленький трамплины очень сложные. Нужно выполнить определенное количество прыжков, чтобы привыкнуть к ним. Мне будет несколько проще, потому что работала там летом, да и перед Олимпиадой у нас будет три тренировки. В любом случае ни о каком преимуществе российских спортсменов речи идти не может.
— Что чувствуют прыгуны во время полета? Успеваете зафиксировать свои мысли или осмотреться кругом?
— Ощущения непередаваемые — свобода, адреналин. На словах выразить эмоции невозможно. Когда лечу, сконцентрирована только на исправлении технических недочетов. Во время соревнований настроен только на прыжки и осмотреться кругом не получается.
— У летающих лыжников есть какие-то фобии?
— Я боюсь высоты. Никогда не летаю в самолетах у окна. Мне всё время кажется, что мы упадем. Я начинаю нервничать и очень сильно переживать. Девочки это знают и меняются со мной.
— Сколько времени уделяете тренировкам?
— Перед Олимпиадой три дня тренируемся и один отдыхаем. Да и то, в выходной проводим отвлекающие от прыжков занятия — играем в волейбол, футбол, баскетбол. Обычно у нас 3–4 тренировки в день в зависимости от сезона. Много времени уделяем физическим нагрузкам. Поднимаем штангу, чтобы были сильные ноги. В этом году подняла столько раз, сколько за всю жизнь не делала. Еще есть занятия по акробатике и балансу.
— Как прыгаете летом?
— На разгоне используется керамика. Ее поливают водой, и лыжи едут практически так же, как и зимой. А приземляемся на покрытие, похожее на пластмассу. Травматичности от этого не прибавляется. Всё один в один, как и зимой, — те же лыжи, костюмы, шлемы.
— Какой у вас личный рекорд по дальности полета?
— Личный и неофициальный — 137 м на тренировке, а официальный в районе 109 м. Самая важная вещь в прыжке — полет. При подготовке больше всего времени уделяется ему. Если умеешь летать, то можно вытянуть любой прыжок. Нужно быть максимально сконцентрированным и внимательным.
— Хватает времени на личную жизнь?
— Никогда не сижу на месте. Если есть свободное время, можно и кино, и книги. Иногда с детьми в бывшей школе играю в баскетбол. Учусь я в Малаховке в Московской государственной академии физической культуры (МГАФК) на пятом курсе. Буду специалистом по лыжному спорту.
Соревнования по прыжкам с трамплина на Олимпийских играх в Сочи пройдут с 8 по 17 февраля в комплексе для прыжков с трамплина «Русские горки». Будет разыграно четыре комплекта наград. Три — в мужском командном и личном первенствах на трамплинах К-95 и К-125. Женщины разыграют один комплект медалей на 95-метровом трамплине.