Среда, 24 мая 2017
Культура 12 января 2014, 19:17 Ярослав Тимофеев

Юрий Любимов утвердил декорации Бориса Мессерера к «Школе жен»

Мэтр еще не слышал оперу Владимира Мартынова, но уже выбрал для нее исполнителей

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дамир Булатов

Режиссер Юрий Любимов утвердил макет декораций к «Школе жен», выполненный знаменитым театральным художником Борисом Мессерером. Как рассказал «Известиям» автор оперы, композитор Владимир Мартынов, производственные цеха театра «Новая опера» уже приступили к изготовлению декораций.

— Мессерер стремился воспроизвести дух и образы Версаля. Сцена оформлена как барочно-классический театр: перспектива, колоннады, сходы лестниц. В центре находится огромная суфлерская будка, вокруг которой разворачивается действие. Продуман образ «короля-солнца» Людовика XIV. В целом «Школа жен» будет выглядеть как традиционный костюмный оперный спектакль, — пояснил Мартынов.

Для создания костюмов был приглашен Рустам Хамдамов, однако, по информации «Известий», сейчас его участие под вопросом из-за занятости на других проектах.

Серия кастингов была завершена еще в середине декабря. Юрий Любимов, Владимир Мартынов, директор «Новой оперы» Дмитрий Сибирцев и дирижер-постановщик Дмитрий Юровский определили артистов на 3–4 состава — с запасом, чтобы отобрать лучших после этапа разучивания вокальных партий.

— В опере две контратеноровые партии. На них нам пришлось взять приглашенных артистов, поскольку в театре контратеноров нет. Мы выбрали Олега Безинских, Владимира Магомадова и Николая Гладких, причем каждый учит не одну партию, а обе. Все остальные певцы, прошедшие кастинг, — штатные артисты «Новой оперы», — сообщил «Известиям» Дмитрий Сибирцев.

Владимир Мартынов завершил свою часть работы еще в сентябре 2013 года: он сдал партитуру в театр и получил гонорар от заказчика — департамента культуры Москвы. По словам композитора, Сергей Капков не мелочился.

— Мне заплатили ту сумму, которую я сам назвал. Я не скромничал, но и не требовал слишком многого. А вообще расценки у всех разные. У Джона Адамса один гонорар, у Родиона Щедрина другой, у меня третий. Кто на что рассчитывает, — объяснил Мартынов.

Согласно договору, композитор отдал правительству Москвы все права на партитуру: он не может принести оперу в другой театр, издать ее в виде аудио- или видеозаписи или использовать иным образом. Тем не менее авторские отчисления за каждое исполнение «Школы жен» в соответствии с законом будут поступать на счет Мартынова.

Юрий Любимов до сих пор не слышал партитуру своего постоянного соавтора — и не услышит до начала репетиций.

— Комичность и трагичность нашей ситуации в том, что Любимов с оперой до сих пор не знаком. Клавир ему не покажешь — сам он ноты не читает. А компьютерная запись — это полуфабрикат с пластмассовым звуком. Профессионал в ней разберется, а Юрий Петрович будет придираться и ужасаться. Так что положение безвыходное, и все мы немножко рискуем, — признался Владимир Мартынов.

В карьере 96-летнего режиссера «Школа жен» — первый опыт постановки новой, специально написанной оперы. Премьера назначена на 20 мая 2014 года, репетиции под присмотром Любимова стартуют 1 апреля.

Вопреки общим ожиданиям и информации, ранее просочившейся в СМИ, «Школа жен» не имеет почти никакого отношения к одноименной пьесе Мольера.

— Как всегда у Юрия Петровича, это окрошка, — рассказал Владимир Мартынов. — Там «Спор греческих философов об изящном» Козьмы Пруткова, кое-что из Булгакова. Мольера совсем мало. Из «Школы жен», кажется, вообще ничего нет. Есть из «Мещанина во дворянстве». Чудовищное крошево.

Сюжет оперы внешне незамысловат. Знаменитая труппа Мольера ожидает прихода короля, который всё время задерживается. Мольер заставляет труппу репетировать различные сцены, начиная с диалога Пруткова. Актеры демонстрируют полную несостоятельность — по выражению Мартынова, они «в общем свиньи». В конце концов король так и не приходит.

Патриарх Таганки не избегает намеков на свою неверную труппу. В тексте есть цитата из Томаса Манна: «Что за люди эти актеры? Да и люди ли они вообще?».

Мнения

Наверх