Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
МВД России предупредило пенсионеров о возможном мошенничестве перед 9 Мая
Мир
МИД Китая отреагировал на обвинения в шпионаже со стороны Германии
Общество
Шойгу предупредил о последствиях ударов ВСУ по Запорожской АЭС
Мир
МИД назвал слова Пелоси о протестующих в США уничижительным отношением к демократии
Армия
ВС РФ ударили по украинскому эшелону в районе Удачного в ДНР
Политика
Уровень доверия россиян Путину составил почти 80%
Интернет и технологии
В «Единой России» сообщили о масштабных кибератаках на свои ресурсы
Экономика
В ФАС призвали скорректировать ценообразование на авиабилеты
Политика
Военный эксперт указал на желание США снять с себя ответственность за провал ВСУ
Мир
Шойгу сообщил об ожидании ШОС скорого присоединения к ней Белоруссии
Общество
В ГД внесли проект о возможности продления майских праздников по решению жителей
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Общество
Сторона защиты попросила отменить экс-замминистра обороны Иванову арест
Общество
Матвиенко увидела предпосылки для «демографической весны» в России
Экономика
Аналитик указал на заинтересованность ЕС в больших объемах СПГ из РФ
Общество
В России утвердят пятилетнюю программу развития дорог в новых регионах до мая

Вечный двигатель господдержки

Журналист Александр Бирман — о том, насколько выгодно отечественному автопрому льготное кредитование
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Чем хуже дела в экономике, тем больше соблазн посетовать на недостаточное вмешательство со стороны государства. Политический тяжеловес Евгений Примаков не сказал для себя ничего нового, когда на недавней лекции заявил о том, что без государственного индикативного планирования Россия не сможет преодолеть отставание от развитых стран Запада. Другое дело, что высказанная им критика «слева» была направлена не столько в адрес абстрактных «неолибералов», сколько уже в адрес правительства, которому «так и не удалось сосредоточиться на системе мер, необходимых для экономического роста, а курс на приватизацию и децентрализацию производства может иметь негативные последствия».

Показательно, что выпад Примакова прозвучал на фоне развернувшейся в Белом доме лоббистско-аппаратной борьбы вокруг программы льготного автокредитования. Стимулирование за счет бюджетных средств спроса на производимые в России авто и, опосредованно, общего экономического роста, вполне себе в духе того, о чем говорит влиятельный экс-премьер. Да и словосочетание «поддержка машиностроения» в упомянутой лекции прозвучало вполне отчетливо.

Но, несмотря на то что эта программа после длительного послекризисного перерыва была вторично запущена летом 2013 года, дабы остановить очередной намечающийся спад в отрасли, продажи «АвтоВАЗа» за год всё равно снизились на 15%, почти вдвое превысив показатель 2012-го.

Более того, как уже сообщали «Известия», еще в октябре выяснилось, что только менее трети выдаваемых по льготным ставкам кредитов пошло на приобретение продукции «АвтоВАЗа», а основная часть была израсходована на собираемые в России иномарки. Иными словами, самый проблемный отечественный автоконцерн не смог в полной мере воспользоваться протянутой государством кредитной палочкой-выручалочкой.

Можно сказать, что не в коня корм. Можно списать всё на «эксцесс исполнителя». А можно задаться вопросом, почему бы льготное автокредитование не заменить устранением юридических препон, которые мешают гражданам брать машины в лизинг?

Сейчас такая услуга возможна лишь при условии, что авто приобретается для предпринимательской деятельности, поскольку лизингодатель получает определенные налоговые льготы. Но ведь массовый лизинг машин, произведенных в России, пусть и используемых для частных нужд, всё равно пойдет на пользу национальной экономике. Однако любая госпрограмма, в отличие от принятых раз и навсегда законодательных поправок, тем хороша, что ее можно сворачивать и разворачивать, повышая «капитализацию» лица, принимающего соответствующие решения, в глазах заинтересованных в них групп влияния.

Нечто подобное, судя по всему, происходит сейчас, когда правительственные чиновники сначала свернули программу льготного автокредитования, ссылаясь на недостаток бюджетных средств, а сейчас заговорили о возможности ее возобновления. И теперь на Белый дом с надеждой и тревогой смотрят не только отечественные лоббисты, но и мировые гранды, которые имеют сборочные производства в России, тоже, наверное, включили «аварийку» в свете весьма вероятного снижения своих здешних продаж.

Весьма примечательна в этой связи вторничная встреча Дмитрия Медведева с главой Объединения автопроизводителей России, гендиректором КамАЗа Сергеем Когогиным. Визави премьера не только руководит одним из немногих успешных российских автоконцернов, в числе акционеров которого и немецкий Daimler. Благодаря другому своему крупному акционеру — «Ростехнологиям» — КамАЗ аффилирован с «АвтоВАЗом», а сам Когогин входит в вазовский совет директоров. И наверняка он нашел достаточно аргументов и фактов, чтобы убедить главу правительства в целесообразности продолжения программы льготного автокредитования.

А то, что те или иные формы господдержки делают предпринимателей гораздо менее предприимчивыми, чем иные чиновники, так и останется публицистическими выкладками проклинаемых многими «неолибералов». По крайней мере до тех пор, пока в бюджете совсем не останется денег на помощь «АвтоВАЗу». 

Комментарии
Прямой эфир