Новости, деловые новости - Известия
Вторник,
6 декабря
2016 года

Правительство оплатит стоянку Arctic Sunrise

Следственный комитет был вынужден искать $100 тыс., чтобы расплатиться за «парковку» в Мурманском порту арестованного корабля

Фото: REUTERS/Dmitri Sharomov/Greenpeace/Handout via Reuters

По информации «Известий», за стоянку ледокола Arctic Sunrise — с которого активисты Greenpeace покусились на российскую нефтяную вышку и попали в тюрьму — Мурманскому порту уже причитается порядка 3 млн рублей. У Следственного комитета РФ свободных средств на эти цели не оказалось, поэтому силовики обратились в правительство с просьбой разобраться. Вообще по морскому праву за стоянку Arctic Sunrise должен платить Greenpeace, но российские власти пока не требуют с экологов деньги. В итоге Минтранс в ближайшее время постарается сделать хранение бесплатным, сообщили в пресс-службе ведомства.

Минтранс долго не мог найти 3 млн рублей

Как рассказал источник в Следственном комитете РФ, осенью ведомство обратилось к Аркадию Дворковичу с просьбой разобраться в ситуации с хранением Arctic Sunrise. Представитель Дворковича Алия Самигуллина сообщила, что вице-премьер в ответ на письмо от СК дал поручение Минтрансу, Росморречфлоту, Росрыболовству, ФГУП «Росморпорт», ОАО «Мурманский морской торговый порт» обеспечить размещение судна Arctic Sunrise и его хранение в течение предварительного следствия и суда в месте, исключающем доступ посторонних лиц.

Источник в СК отметил, что вопрос о финансировании был передан в Минтранс — министерство ответило силовикам, что в бюджете, которым оно распоряжается, средства на подобные нужды не заложены, однако ведомство исследует вопрос. По словам источника, руководство СК считает, что стоянка для Arctic Sunrise должна быть бесплатной — об этом говорилось еще в одном обращении СК в правительство. Минтранс снова недавно ответил отказом, рассказал источник.

Arctic Sunrise стоит в порту Мурманска с 24 сентября. Сюда его привели российские силовики — после того как помешали «гринписовцам» 18 сентября провести акцию на нефтедобывающей платформе «Приразломная» (Печорское море; платформа управляется «Газпромом»). Экологов и экипаж, всего 30 человек, отправили в СИЗО — их освободили под залог к концу ноября; уголовное дело переквалифицировали с «пиратства» на «хулиганство». Теперь им ничего грозит в связи с проведенной в декабре амнистией. Судно, однако, может задержаться в порту до июня: у СК есть полгода на прекращение дела.

По словам сотрудника СК, на содержание судна (проверка агрегатов, техобслуживание, охрана) ФГУП «Росморпорт», управляющий мурманским портом, выделил двух сотрудников. Каждый день стоянки и обслуживания обходится в 25 тыс. рублей — за время пребывания ледокола в порту набежало порядка 2,5–3 млн рублей. Крайним в ситуации выглядит «Росморпорт», с которым пока так никто не заключил договор на обслуживание судна.

Вынужденно бесхозный

— Судно продолжает оставаться в ведении Следственного комитета и находится под охраной Пограничной службы, — рассказал «Известиям» источник в руководстве «Росморпорта». —  Мы готовили договор со Следственным комитетом, но он до сих пор находится в ведомстве на подписании. По согласованию с СК наш сотрудник раз в пару дней осматривает судно, проверяя работу отопления (чтобы имущество экипажа и судовые системы на замерзли), и уходит, ничего особо не обслуживая. 25 тыс. рублей — ставка невысокая, наше предложение по ставке опирается на себестоимость этой услуги.

Начальник отдела эксплуатации флота компании «Совфрахт» Вадим Устинов подтвердил, что 25 тыс. рублей в сутки — это недорого, в европейских портах дневной тариф составляет $5–10 тыс. И он, и эксперт по международному морскому праву Василий Гуцуляк говорят, что по сложившейся практике и законодательству должен платить за стоянку должен судовладелец, то есть ответственный арендатор или конечный собственник судна (зависит от договора). Подобных арестов кораблей Greenpeace раньше не случалось, заметил Устинов.

Источник в «Росморпорте» подчеркнул, что у предприятия нет отношений с Greenpeace или Stichting Phoenix (владелец Arctic Sunrise; Greenpeace арендует корабли у этой нидерландской компании), поэтому требовать с них какой-либо оплаты у ФГУПа нет оснований. Договора у «Росморпорта» по Arctic Sunrise нет ни с кем, добавил собеседник. В пресс-службе Министерства транспорта подтвердили, что проект договора с «Росморпортом» находится на согласовании в Следственном управлении Следственного комитета РФ по Ленинградской области с 25 октября.

Тем не менее Минтранс согласен на то, чтобы стоянка Arctic Sunrise была оплачена из прибыли «Росморпорта», однако эту сумму недополучит бюджет.

— Что касается хранения Arctic Sunrise в течение предварительного следствия и суда на безвозмездной основе, то утвержденными программами деятельности ФГУП «Росморпорт» на 2013 и 2014 годы такие расходы не предусмотрены, — сообщил представитель ведомства. — Минтранс России в ближайшее время обратится в правительство РФ об уменьшении на сумму полученных в результате безвозмездного хранения судна убытков части прибыли, подлежащей перечислению ФГУП «Росморпорт» в федеральный бюджет.

Greenpeace потребует у России больше, чем $100 тыс.

Источник «Известий» в Минтрансе не исключил, что в итоге расходы на стоянку понесет «Гринпис». Юрист российского офиса Greenpeace Антон Бенеславский подчеркнул, что российское отделение организации к кораблю отношения не имеет, поэтому нужно будет обращаться в головной офис в Амстердаме.

— Но нужно иметь в виду, что российские власти получат встречный иск за незаконное удержание судна с требованием о возмещении стоимости фрахта с возмещением стоимости ремонта — это будет намного больше $100 тыс., — сказал Бениславский.

Александр Мухортов, адвокат, представляющий Greenpeace International в деле Arctic Sunrise, уточнил, что все эксплуатационные расходы по договору фрахта судна (включая стоянку) несет «Гринпис». Собеседник напомнил, что Нидерланды инициировали в международном морском трибунале разбирательство по делу Arctic Sunrise против российских властей, но имущественных требований там не заявлялось. От лица Greenpeace и Stichting Phoenix такой иск последует после возврата судна — пока невозможно оценить ущерб и состояние ледокола. Срок окончания предварительного следствия установлен на 24 февраля, но СК вправе его продлить; Мухортов не берется прогнозировать, когда будет возвращено судно. Адвокат отметил, что, несмотря на амнистию, СК также может предъявить экологам новые обвинения.

Насколько Arctic Sunrise — единственный ледокол во флоте Greenpeace — был поврежден в результате всего случившегося, пока не точно известно; осенью представители Greenpeace заявляли об утечках топлива, неисправностях систем электропитания и возможном потоплении корабля. По словам источников «Известий», судно находится в хорошем состоянии, но чтобы оно могло самостоятельно выйти в море, нужны подготовительные работы.

Известия // понедельник, 20 января 2014 года

Правительство оплатит стоянку Arctic Sunrise

Правительство оплатит стоянку Arctic SunriseСледственный комитет был вынужден искать $100 тыс., чтобы расплатиться за «парковку» в Мурманском порту арестованного корабля

скопируйте этот текст к себе в блог:


Новости сюжета «Дело Greenpeace»:

реклама
Закрыть

Цитировать в комментарии
Сообщить об ошибке