«Гражданская платформа» увидела Россию центром Евразии

«Гражданская платформа» предлагает ввести в Министерстве иностранных дел России должность замминистра по взаимодействию с гражданским обществом, а также активно использовать инструмент «гражданской дипломатии». Об этом говорится в проекте доктрины внешней политики партии (есть в распоряжении «Известий»), которую она планирует презентовать 30 января. Авторы доктрины считают, что Россия должна изменить свою внешнюю политику и вернуться на мировую арену в качестве влиятельной силы, которую не должны бояться.
«Нехватка стратегического мышления, отсутствие поддержанных большинством общества приоритетов международной деятельности бревном лежат на пути к плодотворному международному сотрудничеству и генерированию позитивной объединительной повестки дня на внешнеполитической арене», — говорится в документе, авторы которого подчеркивают, что нынешняя российская дипломатия гонится за «идеологическими миражами и ностальгическими фантомами».
Как считают в партии, за последнее время влияние России, ее роль в глобальной экономике и геополитике демонстрировали отрицательную динамику. По сравнению с 1913 годом она потеряла 27,8% своей территории, 20,5% населения, а ее доля в глобальном валовом продукте сократилась с 8,5 до 2,8%.
— Результатом этих процессов стало серьезное изменение внешнеполитического статуса России. Сегодня мы уже не сверхдержава. Хотя оставшись в пуле «великих держав», наша страна должна прилагать значительные усилия, в первую очередь для защиты своих собственных интересов, — поясняют авторы доктрины, предлагая свой план действий по изменению этой тенденции.
Среди этих предложений, в частности, начало более активных интеграционных экономических процессов на европейском пространстве, включая Казахстан, Белоруссию и Украину, появление нового геополитического блока и формирование новой европейской идентичности. Вторым вектором внешнеэкономической политики в партии называют более активное участие России в атлантических и тихоокеанских политико-экономических процессах, а также обдуманный выбор союзников, способных содействовать экономическому росту в восточных регионах страны. Таковыми в «Гражданской платформе» видят Японию и Южную Корею.
В перспективе Россия должна превратиться в центр цивилизованной, демократической и рыночной Евразии и стать основным цивилизационным очагом XXI века.
Для достижения этих целей, как считают в партии, МИД России должен более активно привлекать во внешнюю политику гражданское общество и неправительственные организации, которые должны налаживать горизонтальные связи с аналогичными организациями в других странах, минуя дипломатов-чиновников.
— Гражданская дипломатия — инструментарий, посредством которого меняются установки и позиции зарубежных обществ, правительств, парламентов для принятия выигрышных для России решений. В МИД РФ необходим замминистра, взаимодействующий с гражданским обществом. Требует изучения удачный опыт работы Японского фонда, Института Сервантеса (Испания), Британского совета (Великобритания), «Альянс Франсез» (Франция), Института Гёте (ФРГ), — советуют в «Гражданской платформе».
Отдельный статус партия предлагает придать эксклаву России — Калининградской области, жители которой особенно чувствуют на себе разногласия в российско-европейских отношениях. Ее, по мнению авторов, необходимо выделить в отдельный федеральный округ страны, а губернатора наделить полномочиями по взаимодействию с Евросоюзом.
Как пояснил «Известиям» член федерального гражданского комитета партии Соломон Гинзбург, партия надеется быть услышанной руководством страны, поскольку считает свои предложения востребованными и актуальными для нынешней повестки дня.
— Суть доктрины в том, чтобы делать погоду во внешней политике, не бить по хвостам, как это происходит сегодня, а диктовать повестку дня, влиять на ситуацию. Даже если мы достигаем каких-то успехов, например, по Сирии, мы не понимаем, какой частью победы являются наши достижения. То есть они носят спонтанный характер и не вплетены в общую линию национального развития, — отметил партиец.
Эксперты считают, что предложенные партией идеи не новы и мало реализуемы.
— Мне это напоминает раннего Дмитрия Медведева образца 2009–2010 годов. Это химера большой Европы, которая, думаю, была похоронена в прошлом году. То есть, грубо говоря, всё это хорошо, но нереализуемо и неоригинально. Надеюсь, что за позаимствованные идеи Сергею Караганову гонорар запланировали, — отмечает глава Международного института политической экспертизы Евгений Минченко.
— Эти идеи, на мой взгляд, мало жизнеспособны, это маниловщина. Я сомневаюсь, что в одну телегу можно впрячь коня и трепетную лань, это касается идеи партии о создании нового геополитического блока. Такого рода заявки требуют серьезных обоснований, аналитической, экспертной работы, только после этого можно говорить о жизнеспособности этой доктрины, которая в нынешнем виде больше напоминает пиар-ход, — считает политолог Кирилл Бенедиктов.