Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Глава МЧС назвал работу по подготовке к паводку в Курганской области качественной
Мир
На Украине сообщили о взрывах в Херсоне и Сумской области
Происшествия
В Невском районе Санкт-Петербурга перевернулась бетономешалка
Мир
ЦАХАЛ сообщила о ликвидации командующего «береговым сектором» «Хезболлы»
Общество
Задержан подозреваемый в убийстве юмориста Геворкяна в Сочи
Общество
Суд оставил иск мужа блогера Лерчек без движения
Общество
Возбуждено дело по факту инцидента в фитнес-клубе Москвы, где едва не утонул ребенок
Общество
Уровень воды в реке Урал у Оренбурга опустился до 1128 см
Общество
Медик закрыл собой раненых солдат от удара дрона ВСУ и спас пятерых бойцов
Политика
В Госдуме оценили просьбу Шольца к Си Цзиньпину не помогать России
Армия
ВС РФ обеспечили безопасность ротации миссии МАГАТЭ на ЗАЭС
Общество
Пассажирка рассказала о «взрыве под ногами» перед экстренной посадкой в Пулково
Общество
Уровень воды в реке Тобол у Кургана достиг 774 см
Мир
Постпред РФ заявил о решении МАГАТЭ отозвать специалистов с иранских объектов
Авто
Exeed анонсировала гибридный кроссовер EX с запасом хода 1,3 тыс. км
Мир
Международный аэропорт Дубая отменил 45 рейсов из-за ливней

Православные призывают школы отказаться от учебника Кураева

Опрошенные православные активисты также считают, что Кураев встал на путь Pussy Riot и его нужно запретить в служении
0
Православные призывают школы отказаться от учебника Кураева
Фото: Анатолий Рахимбаев
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Российским школам следует переходить на учебники других авторов по предмету «Основы православной культуры» — слишком скандальную славу снискал создатель базового учебника Андрей Кураев. Такое мнение в интервью «Известиям» высказал глава Союза православных граждан Валентин Лебедев. Его позицию разделяют в Союзе православных хоругвеносцев и Ассоциации православных экспертов — более того, опрошенные активисты считают, что Кураева следует запретить в служении. При этом на популярном учебнике с тиражом под 700 тыс. экземпляров миссионер мог заработать 3,5–7 млн рублей. «Известиям» Кураев заявил, что формально он все же соавтор, а его гонорар гораздо меньше.

Протодьякона предлагают запретить в служении

Сейчас учебник Кураева считается основным, официальным по «Основам православной культуры» (ОПК) — порядка 30% российских школьников выбирают это направление в рамках нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Предмет введен в стране повсеместно с 2012 года, можно изучать светскую этику, или православие, или ислам, или иудаизм, или буддизм, или историю мировых религий.

— На взгляд мой и моих единомышленников, новая кампания Кураева — вольное или невольное продолжение танцев Pussy Riot в храме, антицерковная деятельность. С ними, он, кстати, недавно встречался. В период, когда Церковь приходит в школы и армию и ее роль в обществе возрастает, идут «болотные потуги» и одни за другими совершаются вот такие провокации. Ведь после плясок был крестоповал, потом статьи по поводу часов [патриарха] и машин, а после затишье — теперь вот процесс Кураева, — рассуждает Лебедев. — Никто не уполномочивал его, дьякона, вести публичную кампанию от лица Церкви против якобы гомосексуалистов в РПЦ. Его неподтвержденные слухи и списки только наносят ущерб церкви, вредят его собственной репутации и духовному образованию наших детей — все из-за амбиций, гордыни и обиды Кураева [за увольнение из Московской православной духовной академии].

Лебедев напомнил, что до увольнения Кураев позволял себе экстравагантные выступления — он предлагал перенести празднование Рождества на 1 января, объяснял появление Благодатного огня зажигалкой в кармане и пр. Теперь же в Союзе православных считают, что Кураев «предал интересы Церкви под личиной правдолюбца», противопоставил себя церкви — и его надо запретить в служении, как актера Ивана Охлобыстина.

Замглавы Союза православных хоругвеносцев Игорь Мирошниченко объяснил необходимость использования других учебников тем, что учебник Кураева теперь сам по себе может повлиять на выбор родителями направлений, и не в пользу ОПК, — из-за новой славы дьякона. Более того, сейчас он действует против РПЦ, и логично запретить его в служении. После этого в системе церковных санкций следует лишение сана, говорит руководитель Ассоциация православных экспертов Кирилл Фролов.

— В Римско-католической церкви или Константинопольском патриархате с ним бы просто не разговаривали. Он бы получил указ о лишении сана и всё, — отметил Фролов. — Кураев слышит только «болотных» оппозиционных кураторов и занимается церковным «майданом»: к слову, среди обвиненных им служителей есть одесский епископ, выступающий за интеграцию с Россией.

700 тыс. экземпляров — это 3,5–7 млн рублей

На этом фоне активисты уверены, что российским учителям нужно обратить внимание на другие учебники по ОПК — Людмилы Шевченко, Аллы Бородиной и пр. (всего в списке одобренных Минобрнауки учебников на 2013–2014 учебный год шесть учебников по ОПК). Лебедев указал, что учебник Кураева с самого начала вызывал массу критики и был одобрен Церковью благодаря опять же саморекламе миссионера.

— На мой взгляд, нужно, чтобы основы религиозных культур изучались и в 6–8 классах, а не только две четверти в 4–5 классах. Более того, учебник Кураева вообще временен, нужно взять и поменять его, разрабатывать и пробовать использовать другие, — полагает Лебедев. — При этом однозначно и резко запрещать учебник Кураева не следует, это означает приостановить изучение предмета, лишний повод для политических выступлений дьякона и катализация скандала.

Людмила Шевченко, которая возглавляет Духовно-просветительский культурный центр имени Кирилла и Мефодия, в разговоре с «Известиями» отметила, что «система образования предоставляет учителю право выбора», а рынок есть рынок. Обсуждать системы начисления гонорара она отказалась, а про тиражи заверила, что не знает. Ее учебники издает Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. В нем сообщили, что общий тираж учебника Шевченко по ОПК не превысил 10 тыс. экземпляров.

Александр Егорушкин, представитель издательства «Софтиздат», которое распространяло учебники Аллы Бородиной (издательство закрылось), заявил «Известиям», что издательский совет РПЦ одобряет далеко не все книги, и у Церкви есть свои приближенные авторы, к которым, по крайней мере раньше, относился Кураев. Гонорары Бородиной находились пару лет назад в пределах 25 тыс. рублей за 5 тыс. экземпляров, привел пример Егорушкин. С самой Бородиной связаться не удалось.

Кураев, кстати, летом 2013 года заявлял, что среди университетских учебников по религиоведению «приличных нет». Школьный курс его авторства с 2010 года напечатан почти 700 тыс. раз, сообщил «Известиям» источник в издательстве «Просвещение» (крупнейшее издательство учебной литературы). По его словам, такой же показатель имеет только пособие «Основы светской этики» от коллектива авторов, а учебник по ОПК от Алексея Муравьева (также издан «Просвещением») имеет тираж всего 10 тыс. экземпляров. Пресс-служба «Просвещения» лишь сообщила, что, как правило, выбор учебников осуществляется на уровне школы, реже на уровне субъекта РФ. Российские школы, судя по данным с сайта госзакупок, закупают учебник Кураева объемом 96 страниц по цене 150–300 рублей. Розничные цены доходят до 400 рублей.

В руководстве издательства «Бином» (выпускает в том числе школьные учебники) отметили, что тираж в районе 0,5 млн пособий сейчас считается достойным результатом, хотя в СССР тиражи популярных учебников измерялись в миллионах. Собеседник сказал, что авторы учебников, как правило, получают гонорар в размере 5–10% отпускной (оптовой) цены — она обычно в 1,5 раза ниже розничной. Таким образом, по словам эксперта, от учебника с оптовой ценой в размере 100–150 рублей Кураев мог получать 5–10 рублей за экземпляр — итого 3,5–7 млн рублей за 700 тыс. копий. Схожая схема работы и с авторами художественных произведений, говорит литературный агент и издатель Олег Колесников.

РПЦ взяла паузу

Опрошенные православные активисты оговорились, что они лишь миряне и все вопросы в отношении Кураева должна решить Церковь. Официальные духовные власти пока взяли паузу в отношении дьякона и его учебника.

— Я думал над этим вопросом и так, и эдак — я сам в сомнениях. Проблема слишком многозначна и сложна, нужен тайм-аут: пока рано делать определенные выводы. Буду смотреть, как развивается дело, — говорит замглавы Издательского совета РПЦ Валентин Тимаков. — Конечно, это тяжелые страницы в истории церкви, слезы одни.

Представитель РПЦ, глава синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин в разговоре с «Известиями» призвал Андрея Кураева свернуть с «дороги в никуда» и прекратить месть и шантаж, стремления к которым стало побеждать в нем яркого и эффективного миссионера, в качестве которого он полюбился многим. Что касается учебника, то, по словам Чаплина, нужно обеспечить «свободу информированного выбора», при этом РПЦ не отрицает прошлые заслуги Кураева.

Член редколлегии учебника по ОПК, сторонник Кураева иеромонах Дмитрий (Першин) убежден, что учебник протодиакона — лучший на данный момент по ОПК.

— Это видно по выбору детей, по реакции родителей и учителей, многие из которых изменили через учебник изменили свое отношение к церкви, — говорит собеседник. — Книга написана простым языком, в процессе ее создания принимало участие интернет-сообщество, специалисты-педагоги и даже сами дети — это по-настоящему народный учебник. Да, это вопрос, надо ли бороться с проблемой вовлечения в гомосексуализм в Церкви публично, надо ли это делать в столь жесткой форме, но в том, что делать это надо, едины все, кто комментировал данную ситуацию. Проблемы, поднятые отцом Андреем, были всегда, но в наши дни они обусловлены еще и тем, что за последние десятилетия благодаря и патриарху Кириллу, и этому учебнику, и нашим священникам и миссионерам в Церковь пришло множество новых людей.

«Я готов заплатить своей карьерой»

Протодьякон Андрей Кураев в разговоре с «Известиями» сообщил, что свое вознаграждение за учебник он раскрывать не может по условиям договора с «Просвещением» — но общая сумма много меньше, чем 3,5–7 млн рублей.

— Миллионов с этого дела я не накопил, а общую сумму назвать сложно, — сказал священник. К тому же формально он соавтор, заметил Кураев, так как первый и последний уроки писал академик Александр Данилюк.

— По поводу других учебников. Во-первых, насколько я помню свои школьные годы, мне было всё равно, кто автор книжки, — говорит Кураев. — Дети из начальной школы не доросли до всех этих информационных потоков, которые крутят головы блогерам. Во-вторых, учебники должны выбирать учителя — многие ответственные, я думаю, имеют дома целую линейку. В-третьих, по стандартам Минобрнауки школы должны работать по закупленным учебникам 5 лет, и сейчас им будет затруднительно требовать дополнительные средства для закупки новых учебников по таким странным основаниям. Конечно, возможны любые маневры вроде просьб к родителям о самостоятельной покупке учебников. На всякий случай напомню, что учебник редактировался лично патриархом [Кириллом]. Что касается запрета в служении, это дело патриарха.

На вопрос о дальнейшем сценарии и итогах его кампании Кураев ответил, что по крайней мере «будет поменьше розовых очков, через которые трудно замечать голубой цвет».

— Сами гомоиерархи, которые про себя всё знают, станут осторожнее, — продолжил собеседник. — И это уже хорошо. Понимаете, если их осторожность спасет от растления хотя бы одного мальчика, я, честное слово, готов за это заплатить свой карьерой.


Комментарии
Прямой эфир