Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
МВД России предупредило пенсионеров о возможном мошенничестве перед 9 Мая
Общество
Собянин сообщил о начале работы сезонных ярмарок выходного дня
Мир
Блинкен призвал к здоровой экономической конкуренции между США и КНР
Мир
МИД назвал слова Пелоси о протестующих в США уничижительным отношением к демократии
Общество
Шойгу указал на ведущие на Украину следы террористического акта в «Крокусе»
Мир
Совбез Белоруссии заявил о максимальной концентрации войск у границ страны
Экономика
В ВШЭ назвали полезным для РФ опыт Ирана и Китая по противодействию санкциям
Общество
Суд взыскал с Киркорова 6 тыс. рублей за неуплату предыдущего штрафа
Политика
Военный эксперт указал на желание США снять с себя ответственность за провал ВСУ
Мир
Шойгу сообщил об ожидании ШОС скорого присоединения к ней Белоруссии
Общество
В ГД внесли проект о возможности продления майских праздников по решению жителей
Общество
Синоптик рассказал, когда африканская пыль уйдет из Крыма и Белгорода
Мир
В ФТС заявили о саботаже прохождения грузов со стороны стран Балтии и Финляндии
Общество
Росгвардия проводит автопробег в честь Дня Победы
Мир
Во Франции рассказали о вербовке иностранцев в посольствах Украины
Экономика
Россияне стали покупать больше ювелирных украшений

Непротивление зла насилию

Журналист Владислав Вдовин — о том, насколько успешно президент Украины осваивает политическое айкидо
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Убейте меня, но я пока не вижу растерянности Януковича, а вижу, как он разыгрывает комбинации. 

Вот опять он сделал оппозиции и майдану предложение, которое им невозможно будет принять: вы, мол, уходите из всех зданий, которые захватили, и разбирайте баррикады, то есть отменяйте свой бунт, а я тогда амнистирую ваших арестованных.

 Предположу, что радикалы сегодня откажутся отступить. Один из их лидеров Дмитрий Ярош уже назвал свои встречные требования, первое среди которых — конституционная реформа, на которую партия власти не идет. Янукович теперь сможет развести руками: я шел на компромиссы, готов убрать правительство Азарова, а они всё только отвергали.

 С экономикой президент Украины справляется плохо, но интриган-то он отменный, сильнее любого из своих соперников, не говоря о толпе. Бунтующие умники считают его недалеким, цитируют какие-то неудачные высказывания, но не надо путать разговорный жанр с политической хваткой. Про Буша-младшего шутили, что путает Ирак с Ираном, и что, разве это помогло Ираку выстоять? Янукович назвал Ахматову Ахметовой, и где все его оппоненты за последние 10 лет? В лучшем случае на сцене майдана, где их не то чтобы очень.

 Многие говорят о лидере Украины, что он спровоцировал беспорядки своим пакетом «законов 16 января». Наверное, спровоцировал, но точно ли по недомыслию? Это проверяется только результатом войны майдана с Януковичем, а она далеко не завершена. Но я уже читаю много интерпретаций в духе, что президент якобы проиграл, загнан в угол, и практически не вижу попыток уловить его замысловатую логику.

Вспомним расстановку сил перед выходом возмутивших майдан законов.

В воскресенье, 12 января, в Киеве после двухнедельного перерыва собралось «седьмое народное вече», 50 тыс. человек по оценке «Свободы», 8 тыс. человек по оценке милиции, и мы учитываем, что среди них много иногородних, которых свозили автобусами.

Заклинали друг друга не прекращать акции, приняли план из четырех действий: 1) жаловаться в Евросуд; 2) жаловаться в сенат США; 3) объявить всеукраинскую забастовку (пши-иик!); 4) проводить блокирование кортежей чиновников. Протесты продолжались, но не ширились, и многих они уже переставали радовать, как те новогодние игрушки. И где-нибудь во Львове уже присели пить каву ребята из «Правого сектора», решая, что так не победить, нужны другие методы. 

Западенская Ганнушка пролила масло, готовя «коктейли Молотова», но мы этого еще не знали, бунтам был нужен повод. 

И вот они, законы, запрещающие многие из мирных форм протеста. Приняты они были мало что с открытым нарушением процедур, но еще и в идеальный для майдана день недели, четверг. Как раз, чтобы радикалам из западных областей (и не только) успеть возмутиться, обсудить остроту момента с товарищами, да и выехать в столицу на выходные, изменив характер майдана с мирного на буйный. 

Зачем, спросите вы, обострение Януковичу, если я сам же утверждаю, что мирный майдан был для него не слишком опасен? Ради выборов 2015 года (или досрочных), которые действующий президент, согласно декабрьскому опросу авторитетного Центра Разумкова, пока проигрывает во втором туре как Виталию Кличко (десять процентных пунктов), так и Арсению Яценюку (меньше семи), мы об этом уже писали в одной из предыдущих колонок

Украинскому лидеру требовались решительные повороты, при которых оппозиционные соперники начинали бы терять лицо, а избиратель из восточных и южных областей мобилизовался, чувствуя угрозу. Один из резервов президента ведь состоит в том, что явка в пророссийской части Украины была ниже, чем на западе и в центре, как на прошлых президентских, так и на парламентских выборах 2012 года. Поднять сонных, напугать их западенской угрозой — и победа станет ближе.

 И вот, не прошло и двух недель после начала радикализации протеста, а здания областных администраций штурмуют (безуспешно) уже в таких незападных регионах, как Днепропетровск и Запорожье, после чего в Одессе начинают создавать провластные «отряды народного сопротивления», в Донецке выпускают на улицы антимайданные патрули из казаков и «афганцев», в Крыму запрещают бандеровскую партию «Свобода» и снаряжают на антиреволюционные дежурства «Ночных волков». В Днепропетровске Партия регионов разбивает палатки и начинает бессрочную акцию в защиту своего дорогого руководителя.

 Мобилизация юго-восточного избирателя началась, а западный избиратель смотрит на своих Кличко и Яценюка с растущим подозрением. На фоне атакующих «Беркут» бунтарей парни в дорогих костюмах занимаются, с точки зрения радикала, пустыми разговорами. Яценюк в момент обострения в Киеве пытался рассказать майдану о собственной смелости, мол, не боюсь получить пулю в лоб, и это выражение прилипло к нему саркастическим мемом, потому что радикалы замечают, что к уличным сражениям он ни разу так и не приблизился.

Затем Янукович троллит оппозиционеров абсолютно миролюбивым по форме предложением Яценюку стать премьером, параллельно задевая честь Виталия Кличко, который вообще-то более популярен из этих двоих, обещая ему более низкий пост.

 Яценюк не может принять подарок еще и потому, что его старший товарищ по «Батькивщине» Юлия Тимошенко все еще сидит в тюрьме и ему было бы странно работать под началом человека, который, как считают, туда ее отправил. Зато Янукович теперь получил право говорить, что предлагал очень большой компромисс, а соперники отказывались.

Голубь мира и оппозиционные смутьяны. Да еще и «законы 16 января» теперь отменили.

Боевая часть майдана своей главной целью называет отставку Януковича, а фактически, выходит, помогает ему выиграть будущие выборы, отворачиваясь от Кличко и Яценюка, замену которым в будущих избирательных бюллетенях уже вряд ли можно найти. Конечно, ненавидящий Януковича запад Украины всё равно будет в целом голосовать за одного из них из чувства протеста, но кто-то уже плюнет и не пойдет делать такой выбор. Запад способен объединяться вокруг идеи, восток — вокруг вождя, и в день голосования второе умение будет важнее.

 Янукович, в отличие от лидеров соседних государств, жестко пресекавших попытки агрессии на акциях протеста, похоже, придумал своего рода украинское политическое айкидо. Он использует силу противника против него же. Вы радикализируетесь и наступаете, а мы будем отступать и предлагать компромиссы, и что дальше? Некоторые мнят себя Наполеоном, а украинский президент включил Кутузова. И мне кажется, эта улично-кабинетная игра еще долго может продолжаться, поскольку у бунтовщиков и партии власти в запасе огромное количество еще не сделанных ходов.

Президенту Украины лично выгодна радикализация протеста, а правым-то боевикам с просто любителями побузить какое раздолье. Наверное, все эти беспорядки не выгодны Украине в целом, той части украинских людей, которые хотят спокойно жить и работать. Но их сейчас не спрашивают, мирные люди даже на майдане уже не имеют решающего влияния.

Комментарии
Прямой эфир