Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Лоран Канте умер в 63 года
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Происшествия
В Москве 30 человек эвакуировали из шашлычной из-за пожара
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

«Мертвые души» сыграли в ящике

Кирилл Серебренников собрал всего Гоголя в одном спектакле
0
«Мертвые души» сыграли в ящике
Фото предоставлено пресс-службой «Гоголь-центра»/Алекс Йоку
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В репертуаре «Гоголь-центра» появилось главное произведение Николая Гоголя. «Мертвые души» Кирилла Серебренникова — это почти полный перенос его латвийской постановки 2010 года, однако на языке оригинала спектакль смотрится совершенно иначе. «Русь, чего ты хочешь от меня?» больше не звучит как вопрос растерянного иностранца — теперь это попытка осознать себя и свое место в мире. 

Впрочем, Чичиков до сих пор выглядит лишним в балагане, который устраивает на сцене режиссер. Одетый в серый офисный костюм, он словно принадлежит классу новых предпринимателей, которые совершают странные махинации, создавая деньги «из воздуха» через законные бюрократические лазейки. К каждому «клиенту» он старается найти индивидуальный подход: в одном случае льстит, в другом — проявляет настойчивость. 

Вместо сцены «Гоголь-центра» — огромная коробка из ДСП — заколоченный мир мертвых, где вынуждены тесниться герои поэмы. Тема дороги отсутствует — все действие сконцентрировано в ящике, а помещики будто бы сами являются к Чичикову и настаивают на своем обществе. 

«Мертвые души» Серебренникова разыграны в духе музыкальной буффонады с переодеваниями, где все роли исполняют десять мужчин, меняя костюмы на юбки не покидая сцены. Звезда «Интернов» Один Байрон играет Чичикова и Манилова по очереди с Семеном Штейнбергом, и, по уверению режиссера, от этой перестановки сильно меняется атмосфера спектакля. Неизменно главное — на сцене мужской, если угодно, брутальный мир маек-алкоголичек, автомобильных покрышек и обшарпанных столов, где легендарная птица-тройка обратилась пьяницами, которые сообразили на троих возле «Шиномонтажа». «Доедет до Казани?» — спрашивает один другого. — «Не доедет». И немедленно выпил.

«Мертвые души» сыграли в ящике

Опрятный предприниматель Чичиков вынужден блуждать между ними, пытаясь провернуть свою загадочную для всех махинацию. Сначала его терроризирует семейство Манилова с детьми, которые лезут изо всех щелей. Затем вдовы-Коробочки, чахнущие над фотографиями умерших крестьян, проявляют к пришельцу навязчивую ласку. А гиперактивный Ноздрев вместе со «щенками» в белых рейтузах выглядит, словно главарь шайки бандитов из «Заводного апельсина» Стэнли Кубрика. Хуже него только горбатый сторож в морге Плюшкин, прикрывающий трупы крестьян дощечками.

Музыка Александра Маноцкова добавляет легкость насыщенному спектаклю. В какой-то момент действие останавливается, герои подходят к винтажному микрофону и начинают петь под аккомпанемент фортепиано авторские отступления — про Кифу Мокиевича, о юности и старости и, конечно, о Руси.

Собрав «урожай» мертвых крестьян, Чичиков несет огромную стопку пластиковых стаканов. Он с любовью разливает в них вино, выпивая за упокой крепостных и за успех грядущей аферы. Мероприятию, однако, не суждено успешно завершиться — в дверь вламывается праздная толпа во главе с Ноздревым, переодетым губернаторской дочкой, и устраивает на сцене сумасшедший дом. Чичиков в ужасе прыгает в окно — точно так, как главный герой пьесы «Женитьба», спасаясь от общества невесты.

Впрочем, в иные моменты в этом страшном водовороте событий проглядывают и «Вий», и «Шинель», и «Ревизор» — словом, весь Гоголь сразу, собранный внутри заколоченного досками пространства по воле худрука «Гоголь-центра». 

«Мертвые души» сыграли в ящике

Комментарии
Прямой эфир