Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В США заявили об уязвимости новых поставок оружия ВСУ перед ВС РФ
Общество
В Санкт-Петербурге умер директор Музея истории подводных сил России Михаил Юрченко
Общество
СК сообщил о проведении следственных действий с замглавы Минобороны Ивановым
Мир
Армения отказалась от участия в Международной встрече по безопасности в России
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрыве в Николаеве
Происшествия
Сбитый БПЛА в Белгородской области повредил частный дом
Армия
Минобороны РФ рассказало о подвигах военнослужащих ВС РФ в зоне СВО
Туризм
Turkish Airlines выпустила памятку для россиян о транзите в Латинскую Америку
Мир
Военный эксперт предсказал катастрофу новому возможному контрнаступлению ВСУ
Происшествия
Водитель Lada Priora вылетел из машины при ДТП в Санкт-Петербурге
Общество
Погибших в КЧР в результате нападения сотрудников полиции похоронили с почестями
Мир
Прозоров рассказал о взысканиях с СБУ за неудавшееся покушение на него
Мир
Столтенберг заявил об отсутствии у НАТО планов размещать ядерное оружие в Польше
Мир
Посольство РФ в Лондоне назвало помощь Киеву очередной подачкой
Мир
Боррель объяснил механизм возможного использования российских активов в Европе
Происшествия
Губернатор Воронежской области сообщил об уничтожении беспилотника в регионе

Сербия — забытый союзник?

Политолог Олег Бондаренко — о возможных перспективах балканского направления внешней политики России
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

По итогам 2013 года текущий внешнеполитический курс России оказался довольно эффективным. За исключением мелких скандалов с экологами-геями-правозащитниками, Москва сумела достойно проявить себя в решении нескольких глобальных международных проблем.

Помимо всех известных достижений в отношении иранской и сирийской проблем в конце 2013 года России удалось продвинуть свои интересы в том регионе, о котором СМИ в последнее время несколько позабыли, а именно на Балканах, где, наконец, началось строительство газопровода «Южный поток», который позволит напрямую соединить Россию с Центральной Европой, минуя территорию «ненадежных транзитеров».

Давно ожидавшееся возвращение России на Балканы происходит в нужное время — в Сербии и Болгарии у власти находятся дружественно к России настроенные правительства, заинтересованные в развитии совместных проектов за российские инвестиции.

Так, например, строительство сербского участка «Южного потока» ценой €1,7 млрд на себя полностью взял «Газпром». На фоне начала реализации серии инвестиционных проектов в Сербии (помимо «Южного потока» это проекты РЖД и «Росатома», ВТБ и Сбербанка), соседняя Венгрия харизматичного премьера Виктора Орбана также претендует на то, чтобы стать ключевым партнером России в регионе.

 Однако все эти радужные планы могут развеяться в одном случае — угрозе политической дестабилизации обстановки, в которой крайне заинтересованы наши западные партнеры. Не секрет, что головокружение от успехов — штука крайне распространенная и, увы, опасная. Нечто подобное происходит сейчас в недрах правящей Сербской прогрессивной партии.

Удивительная вещь — несмотря на продолжающийся экономический кризис, рейтинг доверия к правительству и в целом к сербской власти остается крайне высоким. Сказывается многолетняя усталость от прежней 12-летней власти Демократической партии и давнее ожидание прихода к власти сербских патриотов. Чтобы ни делали сейчас сербские прогрессисты, в союзе с социалистами образующие правительство, — им обеспечена полная поддержка населения.

Завидное положение, с осознанием которого далеко не просто справиться, искушает сорвавших куш к повышению ставок и продолжению рисковой игры. 40 процентов рейтинга и пример соседней Венгрии, где партии премьер-министра удалось получить две трети мест в парламенте, усиливают соблазн. 

Оставшаяся в коалиции Социалистическая партия премьер-министра Ивицы Дачича не может похвастаться таким же высоким уровнем поддержки, как у президентской партии, но с другой стороны, без союзников президенту Томиславу Николичу будет сложно удержать власть в стране.

Томислав Николич шел к президентскому креслу долго и последовательно. Сам факт того, что он победил только на своих пятых президентских выборах, говорит о многом. В течение 18 лет — второй человек в пророссийской Сербской радикальной партии после ее лидера Воислава Шешеля, сегодня президент Николич — гарант возвращения России на Балканы. Именно по его инициативе во время бомбежек НАТО Югославия попросила о вступлении в Союзное государство России и Белоруссии. Сейчас он может войти в историю как президент, при котором Сербия наконец осуществит свою давнюю мечту — выстроит стратегические союзные отношения с Россией. По данным социологов, за это выступает 68% опрошенных, в то время как за интеграцию с ЕС — всего лишь 52%.

В конце ноября, несмотря на противодействие группы прозападно ориентированных сил внутри правительства, «Газпром» начал строительство сербского участка газопровода «Южный поток». В этом году должна начаться реализация масштабного проекта РЖД по модернизации сербских железных дорог. Открытые в прошлом году филиалы ВТБ и Сбербанка в Белграде должны обеспечить финансовое сопровождение проектов.

«Росатом» проявляет большой интерес к инвестициям в Сербию. Но все эти планы возможны только в том случае, если в стране сохранятся благоприятный инвестиционный климат и политическая стабильность. Любящие конспирологию сербы все время говорили о досрочных выборах и политических хитросплетениях. Но одно дело — сплетни. Совершенно другое — отставка правительства и назначение новых выборов в Народную скупщину в условиях преимущественно парламентской республики.

Сегодня президент может издать указ о назначении внеочередных парламентских выборов, в результате которых его партия возьмет всю полноту власти в стране. Конечно, в этом случае реализация всех совместных проектов будет как минимум заморожена до момента формирования нового кабинета. Нужно ли стране с 3-миллиардным дефицитом бюджета ради личных амбиций некоторых политиков рисковать стратегическими инвестициями и экономическим партнерством с Россией — вопрос открытый. И самое главное — будет ли мнение Москвы услышано новым правительством Сербии лучше, чем мнение Берлина или Вашингтона? Об этом мы уже знаем после выборов.

Сербия, конечно, не Украина, и Томислав Николич — не Виктор Янукович, поэтому он вряд ли захочет повторять ошибочный путь украинского лидера, стремившегося за счет России ассоциироваться с Европой.

В этом году исполнится сто лет с начала Первой мировой войны. История учит, что балканские уроки лучше усваивать в теории — на практике получается неоправданно дорого.

Автор — заместитель генерального директора Института международной интеграции.

Комментарии
Прямой эфир