Школьные компьютеры лишат доступа к рефератам, играм и магии

На школьных компьютерах скоро заблокируют доступ к банкам рефератов, мошенническим сайтам, интернет-ресурсам, посвященным магии и колдовству, и многим другим. Минкомсвязи и Минобрнауки совместно с Советом Федерации подготовили перечень видов информации в интернете, причиняющей вред здоровью и развитию детей или не соответствующей целям образования. Согласованный проект совместного приказа этих трех организаций есть в распоряжении «Известий».
Перечень содержит 18 пунктов. В него вошли онлайн-казино, тотализаторы и игры на деньги, а также ресурсы, ориентированные на обеспечение анонимности: в частности сайты-анонимайзеры и «шифрованный интернет» Tor. Школьников лишат возможности заходить на мошеннические сайты, то есть ресурсы, «навязывающие платные услуги на базе SMS-платежей либо обманным путем собирающие личную информацию». Документом запрещается также пользоваться всевозможными банками рефератов, эссе и дипломных работ, за исключением тех, которые соответствуют задачам образования.
По словам секретаря комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества Александра Шепилова, в документе отражено два вида информации. Первая часть — та, что уже сегодня запрещена законодательством России, и вторая составлена на основе экспертных заключений Минобрнауки. Она не запрещена, но доступ со школьных компьютеров к ней не рекомендован.
— Минобрнауки отвечает за контент, а мы за то, как он может фильтроваться. Делать это станут школы и операторы связи, мы лишь готовим технические рекомендации. Сейчас проект обсуждают эксперты, в том числе из компаний-операторов, — пояснила Екатерина Осадчая, представитель Минкомсвязи.
— Рекомендации разрабатывались с учетом мнения экспертов из системы образования, психологов, специалистов по IT-технологиям, представителей муниципальной и региональной власти, — сообщила директор департамента информационной и региональной политики Минобрнауки Анна Усачева.
Шепилов пояснил, что сегодня к руководителям школ обращаются с предложениями производители различных средств блокировки сайтов. Разработанный перечень должен дать работникам образования ориентировку — какие возможности должны предоставлять такие программы.
— Перечисленные в списке категории сайтов являются спорными — кроме тех, которые прямо упомянуты в законодательстве, — рассуждает директор Координационного центра национального домена сети интернет Андрей Колесников. — Что делать, если школьник станет программистом и захочет заниматься интернет-приложениями для Tor? Зачем блокировать ему доступ к этой сети, делать вид, что ее нет? Чем анонимайзеры могут навредить, я тоже не понимаю. А вот насчет опасности казино — согласен. Дети могут пристраститься к игре и тратить деньги с папиной кредитки.
— В список следовало бы внести сайты с любыми пиратскими программами.
Через них активно распространяются вирусы, — заявил руководитель аналитического центра Zecurion Владимир Ульянов.
Виктор Панин, руководитель общества по защите прав потребителей в сфере образования, считает запрет на скачивание рефератов в школах оправданным.
— Надо учить детей со школьной скамьи, что воровать чужой интеллектуальный труд — это плохо. Ведь проще взять чужое и присвоить, нежели трудиться самостоятельно. Сейчас скачанные рефераты даже не читают — ученик просто вписывает свое имя и класс. Ввод запретов хотя бы на школьных компьютерах сможет обуздать тягу ребят к списыванию.
— Хорошо, что такие требования наконец появились. Завершился период, когда не было ясно, что блокировать, какая информация считается соответствующей учебному процессу, какая — нет. Однако всё еще не ясно, как будет обеспечена блокировка и кто будет отвечать за плохую фильтрацию, — говорит глава «Лиги безопасного интернета» Денис Давыдов.