Тегеран хочет наладить отношения с Эр-Риядом

Министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф 2 февраля заявил, что Тегеран готов налаживать отношения с Эр-Риядом. Основой должны послужить общие интересы в регионе.
В частности, Зариф отметил, что отношения с Саудовской Аравией крайне важны и он бы пожелал начать диалог. По его словам, Тегеран и Эр-Рияд объединяют интересы в сфере безопасности Ближневосточного региона. Никто, считает иранский министр, не выиграет от активности террористических группировок, никто не выиграет от экстремизма в регионе.
— Это заявление укладывается во внешнеполитическую концепцию Ирана, — считает эксперт-востоковед Института стратегических оценок и анализа Сергей Демиденко.
При этом, по словам эксперта, это не значит, что Иран поспешит с объятиями к Саудовской Аравии. Речь идет пока что лишь о намерении. Иранские власти таким образом пытаются улучшить свой имидж на мировой арене для того, чтобы поднять пострадавшую от международных санкций экономику.
Президент Ирана Хасан Роухани на Всемирном экономическом форуме в Давосе 23 января заявил о готовности наладить дипотношения с США. Вместе с этим он отметил, что стране необходимы $110 млрд инвестиций в нефтегазовую отрасль.
По словам Демиденко, если Иран освободят из-под санкций, то страна обогатится за счет иностранных вливаний в нефтяной и газовый сектор, а именно этого опасается Эр-Рияд.
Саудовская Аравия — одна из крупнейших нефтедобывающих стран мира, запасы которой составляют почти четверть от мировых. С ослаблением санкций Иран становится главным конкурентом королевства в регионе Персидского залива.
В ноябре 2013 года Иран и шестерка международных посредников заключили соглашение, по которому страна обязуется не обогащать уран свыше 5% взамен на частичное снятие санкций со стороны ЕС и США. В результате соглашения Иран получил возможность экспортировать углеводороды, а также импортировать запчасти для гражданской авиации.
— Роухани со своей командой, которую можно назвать либеральной и даже реформистской, пытается сделать всё возможное, чтобы выйти из изоляции, — объясняет старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сажин.
В частности, министр дорог и городского строительства Ирана Аббас Ахунди заявил на днях, что Исламская Республика рассчитывает стать важнейшим транзитным узлом на Ближнем и Среднем Востоке. Уже сейчас планируется развивать в стране сеть железных дорог, выводя их к морским портам.
Но намерения Тегерана осложняет то, что он и Эр-Рияд — сторонники двух противоборствующих идеологий.
— Отношения суннитской Саудовской Аравии и шиитского Ирана — одна из главных проблем региона. Обе страны претендуют на господство в зоне Персидского залива, — считает Сажин.
Так, на днях кувейтская газета «А-Раи» написала, что высокопоставленный иранский чиновник в частной беседе с бывшим сотрудником Госдепартамента США Фредериком Хопом сказал, что единственное государство, которое угрожает нынешнему иранскому режиму, — Саудовская Аравия. «Руководство Ирана не считает Израиль и США своими главными угрозами», — приводит слова чиновника газета.
Тем временем президент США Барак Обама в марте 2014 года собирается с официальным визитом в Саудовскую Аравию. Главная цель визита — растопить лед в отношениях с королевством с учетом того, что Вашингтон ведет мирные переговоры с Тегераном.
— Зариф сделал заявление специально в преддверии визита Обамы, — уверен Сажин. — Разрядка напряженности между двумя государствами повлияла бы на ситуацию в регионе. Это помогло бы ослабить противостояние в Сирии, где Тегеран поддерживает Асада, а Эр-Рияд — его противников.
Также 3 февраля глава МИД Ирана заявил во время выступления на Мюнхенской конференции по безопасности, что не опасается новых санкций США в отношении Ирана. По его словам, американский президент обещал не накладывать новых санкций.