Новости, деловые новости - Известия
Среда,
7 декабря
2016 года

РАН посчитала русскую литературу «завышенно патриотичной» для школы

Академики раскритиковали учебник литературы, основанный на произведениях классиков, и одобрили пособия, рассказывающие, почему «Ахмет танцует лезгинку, Марк ходит в синагогу, а Марат не ест свинину»

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов

15 февраля Минобрнауки утвердит окончательный список учебников для школы. Как оказалось, Российская академия наук, готовившая отзывы на разработанные школьные пособия, учебники по литературе с произведениями отечественных и зарубежных классиков посчитала «излишне патриотичными», зато пособия, разъясняющие, почему «Ахмет танцует лезгинку, Марк ходит в синагогу, а Марат не ест шашлык из свинины» сочла вполне пригодными для преподавания основ духовно-нравственной культуры и этики.

Проблема формирования перечня учебников для школьников — как для младших, так и для старших классов — в последнее время обсуждалась неоднократно. Порой эти дискуссии перерождались в скандалы, связанные с воспитанием патриотизма и пропагандой национальных идей, религиозных и светских принципов, а также с объективностью представления в российских учебниках фактической информации. 

К примеру, несмотря на признание успешной апробации Минобрнауки предмета «Основы религиозных культур и светской этики», эта школьная дисциплина вызвала критику и вопросы со стороны общественности и экспертного сообщества. Предмет направлен на формирование у школьников 9–12 лет представления о нравственных и духовных идеалах, составляющих основу религиозных и светских традиций России. Он был утвержден Минобрнауки еще в 2010 году, но в качестве обязательного появился в школах только с 1 сентября 2012 года. В образовательном курсе школьникам предлагается на выбор несколько направлений: православие, ислам, буддизм, иудейство, мировые религии или основы светской этики. По этому предмету обсуждения идут до сих пор.

Такая же ситуация сложилась и вокруг единого учебника истории и единой линейки учебников, которая была предложена Владимиром Путиным. По мнению президента, учебники, не только по истории, должны иметь единую концепцию и оценку тех или иных событий или явлений. В марте прошлого года глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов объявил, что единый учебник истории может быть составлен до конца 2013 года, однако представленная концепция не только не нашла поддержки у общественности и властных структур, но и была обвинена в наличии множества ошибок и плагиата с сайтов рефератов. Предполагается, что первый «единый учебник» появится не раньше 2015 года.

Пока в школах ожидают «единую линейку учебников», перечень пособий был недавно увеличен Минобрнауки с 1,8 тыс. до 3 тыс., что вызвало непонимание у российских парламентариев, и дело дошло аж до Генпрокуратуры в связи с подозрением в коррупционной составляющей.

России не нашлось места на карте христианского мира

Одним из уже рекомендованных к использованию в школах оказался учебник по основам духовно-нравственной культуры народов России для 4–5 классов издательства «Баласс» под авторством Н.Р. Богданова, В.В. Добровольского и С.М. Юдиной. Он входит в линейку по направлению «Мировые религиозные культуры». 

Во введении учебника описывается вечерний разговор на детской площадке двух близнецов, Ольги и Игоря Сазоновых, которые обсуждают своих соседей по дому и рассказывают, почему Марат и Ахмед из соседнего подъезда отказываются от шашлыка из свинины, как православная мама соседки Вики ходит по воскресеньям в церковь и почему мальчик по имени Марк ходит в синагогу по субботам. 

За вводными главами о том, чем богат духовный мир человека, что всего дороже на свете и что общего у разных народов, следует глава под названием: «Конституция (основной закон) России о религиозной вере». Здесь ученикам предлагается прочитать 14 и 28 статьи Конституции РФ, утверждающие светскую форму государства и свободу совести, выбора убеждений и исповедания. После ознакомления со статьями Конституции учащимся 4 класса предлагается список высказываний, которые они могут услышать в повседневной жизни или увидеть в интернете:

«Россия — страна православная, и не православный не может быть гражданином России»;

«Российские законы запрещают свободное развитие ислама в стране»;

«Русская культура несовместима с иудейской религией, поэтому ее исповедание должно быть строжайше запрещено»;

«Российские законы поощряют гонения на иудейскую религию»;

«Распространение религиозных идей должно быть запрещено, а храмы, мечети, синагоги нужно превратить в музеи и библиотеки»;

«Все школьники в обязательном порядке должны изучать основы своей традиционной религии»;

«Глава государства может быть признан законным, только если он получит благословение от главы основной религии страны»;

«Претендент на любую государственную должность обязан письменно подтвердить отсутствие у него религиозных взглядов».

Школьникам предлагается, опираясь на Конституцию, конечно же, найти в приведенных высказываниях противоречия с Основным законом и объяснить, почему они неправильные.

В целом учебник строится на разговоре близнецов Ольги и Игоря Сазоновых и их друзей — Антошки, Вики (чья мама ходит в церковь каждое воскресенье) и Миши. 

В одном их таких диалогов между Викой и Мишей обсуждался вопрос, нужна ли религия в современном мире. Миша считает, что она не нужна человечеству, а девочка Вика на примере своей мамы считает, что в церкви собирается много добрых людей и без веры в Бога жить нельзя. 

В учебном пособии также есть раздел «Жизненные задачи», в котором учащимся предстоит разыграть ситуацию для нахождения правильного решения. В качестве одной из «жизненных задач» предлагается упражнение на тему «Можно ли показывать зло в искусстве». Ситуация такова: бабушка говорит внуку, что смотреть фильмы про ужасы и катастрофы — это грех. Ученик в данном сценарии — любящий и заботливый внук, который для просмотра ужастиков должен объяснить бабушке, что ничего «греховного в этом нет и заключить договор между собой и бабушкой, который бы не оскорблял ее религиозных чувств».

Финальным штрихом учебника является приложение с картинами мира традиционных для России религий. На одном рисунке, где представлена средневековая христианская картина мира, есть всё: рай небесный, Бог, апостолы, сотворение мира, дьявол-сатана, бесы, грешники и круги ада. Однако на карте, иллюстрирующей христианское представление о мире, есть Европа, часть Азии, вся Африка но напрочь отсутствует большая часть России. 

Что такое хорошо и что такое плохо

Учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России» по светской этике всё того же издательства «Баласс» направлен на воспитание и привитие школьникам правил морали, умения отличить добро от зла, представления об основах этикета, понятий чести и достоинства.

Первое, что бросается в глаза, это такое же вступление, как и в книге по мировым религиозным культурам. Ученикам вновь придется познакомиться с близнецами Ольгой и Игорем Сазоновыми, сидящими во дворе и обсуждающих соседа Марата из Татарстана, отказавшегося от шашлыка, православную маму соседки Вики, которая ходит по воскресеньям в церковь, и еврейского мальчика Марка, посещающего с семьей в субботу синагогу. 

Учебник построен на прописных истинах и жизненных ситуациях участников книги. В целом, Россия в учебнике представлена в виде жилого дома, где люди разных национальностей любят различную кухню, имеют различные духовные ценности и по разному относятся к женщинам. 

Примечательным является рассказ про «Образцы культуры народов», построенный на якобы реальной истории. Эта часть учебника заслуживает того, чтобы привести ее полностью:

«— Ну как, ребята, — обратилась к школьникам учительница, — понравился вам «Фестиваль народов» в нашей школе?

— Очень! – отозвалась Лена. — Я никогда не думала, что у нас в школе столько детей разных народов! Оказывается, Дандар отлично поет по-бурятски, а Ахмет, Рустам и Зарина с Назгуль чудесно танцуют лезгинку.

— Это хорошо! — кивнула учительница. – А вот потасовка во время исполнения лезгинки — это плохо. Нам нужно научиться понимать друг друга, поэтому давайте поговорим — что же тогда произошло.

— Мы танцевали… — начал Ахмет, — лезгинка — это особенный танец. Он — как битва, как охота, как поединок!

— Я сбился, — продолжил Рустам, — и задел Ахмета… Случайно! Мы и сами не заметили, как схватились друг с другом, как борцы.

— Да мы боролись без злости, — пояснил Ахмет. — Просто надо было выяснить кто сильнее!

— Мы с Зариной сразу в сторону отошли, — вставила Назгуль, — чтобы лучше было видно, кто из джигитов победит. У нас так принято. Это же хорошо, что джигиты силой меряются!

— А я думала, что ребята драться начали! — удивилась Лена. — Это же плохо! Ну и бросилась их разнимать. Мы с девчонками всегда так делаем, а то набьют себе синяков. А как встанешь между ними, за руки возьмешь, сразу успокаиваются.

— Женщина не должна в мужское дело влезать! — покачал головой Рустам. — Не могу я позволить, чтобы она джигита за руки хватала. Ну и отпихнул я Лену. Крикнул, чтобы не мешала. Нехорошо это!

— Нехорошо — это когда девчонок толкают, кричат на них! — возразил Антошка. — Вот мы с Мишей и побежали за Лену заступаться!

Ребята удивленно посмотрели друг на друга.

— Получается, каждый из нас поступал правильно? — спросил Ахмет.

— Правильно, — подтвердила учительница. — Только правила у каждого народа свои. Очень хорошо, что вы это сейчас заметили. Теперь вам будет проще понимать друг друга и избегать ссор. Согласны?

— Согласны! — заулыбались ребята».

В этом рассказе, по всей видимости, только у мальчика Миши описанная ситуация не вписывается в его моральную систему координат, и именно его фразой заканчивается рассказ:

«— Что же это получается? — развел руками Миша. — Учимся мы все в одной школе, живем в одной стране, а что хорошо, что плохо — понимаем по-разному?»

Слишком много патриотизма

Некоторые из учебники, по мнению академиков РАН и РАО, отмечены «завышенным патриотизмом». Одним из таких стал учебник по литературе в двух томах А.В. Гулина и А.Н. Романова издательства «Москва». Согласно экспертному заключению РАН, «патриотическая риторика и наивно-реалистические сентенции на протяжении всего учебника последовательно подменяют теорию и историю литературы, образовательную технологию, конкретную методику изучения художественных текстов».

Также этот учебник упрекают в игнорировании современного состояния литературоведческой науки, отсутствии проблемно-исследовательских вопросов и «мозаичности» содержания, которая мешает прояснению цели литературного образования.

Ознакомившись с учебником, в нем можно найти народное творчество, загадки, народные сказки, произведения великих писателей А.С.Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.И. Тютчева, М.Ю. Лермонтова, Л.Н Толстого и других. В «излишне патриотичном издании» содержатся также произведения Марка Твена, Александра Дюма, Джека Лондона, Артура Конан Дойля.

Как выяснили «Известия», этот учебник уже использовался в школах ранее, в 2009–2010 годах. Тогда были даны абсолютно такие же рецензии, но после ответа на все «надуманные претензии» издательство получило положительное заключение.

— Учебник «Основы духовно-нравственной культуры России» издательства «Баласс» был включен в федеральный перечень учебников в 2013 году. На данный момент «Баласс» еще не представило Минобрнауки линейку своих учебников. Если по учебнику были получены обращения либо возникли вопросы в ходе дискуссии, то они будут вынесены на отдельное рассмотрение, и если он окажется спорным, то в перечень он не попадет, — пояснила «Известиям» глава департамента информационной и региональной политики Минобрнауки Анна Усачева.

Министерство образования и науки разработало и утвердило новый порядок формирования федерального перечня учебников. Согласно этому порядку, издательства до 15 февраля должны представить свои учебники на рассмотрение. 

Директор Федерального института развития образования Александр Асмолов с сожалением констатировал, что при разработке ряда учебников психологическая экспертиза этих пособий и «там и не ночевала». 

— Есть серьезные риски, что подобного рода тексты не будут восприняты, поняты и будут отторгнуты ребенком. То, что детей будут заставлять это учить, — очень тяжело для растущего человека. Поэтому обязательной в этой ситуации является гуманистическая и психологическая экспертиза любых учебников на принцип возрастной сообразности. Нельзя писать учебники, которые неадекватны психологическому возрасту ребенка. Если такой экспертизы нет, то мы сталкиваемся с серьезными рисками, — резюмировал Асмолов.

Член Общественной палаты Сергей Волков считает, что сама тема сложная и даже взрослым зачастую трудно в ней разобраться, поэтому с составлением учебников для малышей вполне ожидаемо будут возникать определенные трудности. Но в этом ничего страшного он не видит.

— Вы знаете, тут все на грани, но материал такой взрывоопасный, что я бы, наоборот, удивился, как им удается в целом балансировать. У нас на эту тему не сложился внятный дискурс. Думаю, что эти учебники потенциально могут оскорбить чьи-то чувства и будут расценены как пропаганда — но если не искать слова и не ошибаться, как научиться говорить? Разве что опять замолчать, — рассуждает Волков.

Председатель комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов (ЛДПР) уверен, что часть проблем с учебниками возникает из-за того, что вообще введение такого предмета, как основы духовно-нравственной культуры, в столь юном возрасте — ошибка.

— По статистике родители чаще всего выбирают для своего ребенка именно «Основы светской этики». Это универсальный предмет, который не пугает. Но в 4-м классе у ребенка еще не сформировано мировоззрение, он многие вещи еще не понимает. У нас программу нужно вообще кардинально пересматривать, — считает Нилов. — В 4-м классе нужны только литература и предметы только общеразвивающие. Литература, которая развивает мировоззрение, написанная живым, ярким, красочным языком. Именно с живыми примерами на авторитетных людях, — отметил Ярослав Нилов.

Известия // пятница, 14 февраля 2014 года

РАН посчитала русскую литературу «завышенно патриотичной» для школы

РАН посчитала русскую литературу «завышенно патриотичной» для школыАкадемики раскритиковали учебник литературы, основанный на произведениях классиков, и одобрили пособия, рассказывающие, почему «Ахмет танцует лезгинку, Марк ходит в синагогу, а Марат не ест свинину»

скопируйте этот текст к себе в блог:


Новости сюжета «Школы»:

реклама
Закрыть

Цитировать в комментарии
Сообщить об ошибке