Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В МИД Турции допустили окончание конфликта на Украине в 2025 году
Общество
На Камчатке нашли тело второго пропавшего под лавиной туриста
Мир
На Украине признали неспособность противостоять российским БПЛА
Спорт
«Трактор» победил «Динамо» в овертайме и увеличил преимущество в серии
Мир
Politico узнала о намерениях КНР бойкотировать встречи по Украине без участия РФ
Армия
Расчет ЗРК «Бук-М1» сбил украинский вертолет на артемовском направлении
Мир
Боррель заявил о поддержке глав МИД ЕС использования российских активов для Украины
Мир
Трамп исключил Рамасвами из списка потенциальных вице-президентов
Мир
По меньшей мере семь человек погибли и 20 пострадали в результате ДТП в Непале
Общество
Региональный режим ЧС введен в Амурской области из-за обрушения на руднике «Пионер»
Армия
МО показало уничтожение расчетов ВСУ у приграничных районов Белгородской области
Мир
Трамп назвал реальными управленцами США злобное и коварное окружение Байдена
Мир
Сенатор США потребовал от граждан Украины всех возрастов мобилизоваться в ВСУ
Мир
В Польше обнаружили потерявшийся американский дрон MQ-9 Reaper
Общество
Собянин рассказал о разделе «Мои госпитализации» в электронной медкарте

Российские ракетные двигатели отпустили в США

Совет безопасности разрешил возобновить экспорт жидкостных ракетных двигателей для американских ракет-носителей
0
Российские ракетные двигатели отпустили в США
Фото: museum.ru
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Совет безопасности (СБ) России санкционировал возобновление поставок ракетных двигателей НК-33 в Соединенные Штаты, где они будут использоваться на ракетах Antares. Рассмотрение этого вопроса в СБ ожидалось с осени прошлого года, при этом речь шла о целесообразности продолжения экспорта ракетных двигателей в США в принципе.

С 1996 года РФ поставляет в США двигатели РД-180, используемые на ракетах Atlas. С помощью ракет Atlas 5 американцы выводят на орбиту военные спутники. Российский МИД в связи с этим выступал за основательную переоценку экспорта ракетных двигателей в Соединенные Штаты.

Официально в МИД данную позицию не комментировали, однако, по словам собеседника в Роскосмосе, МИД выступал против возобновления поставок НК-33 в США и в этом вопросе его поддерживало Минобороны.

По словам собеседника в Роскосмосе, заседание СБ проходило в середине февраля.

— Вице-премьер Дмитрий Рогозин выступил за возобновление поставок НК-33, так как эта экспортная программа позволит полноценно возобновить их производство на ОАО «Кузнецов», — рассказал он. — Это выгодно и Роскосмосу, поскольку НК-33 планируется использовать в составе ракеты «Союз 2.1в», однако сейчас космическое агентство может подтвердить закупку всего нескольких экземпляров таких двигателей. Этого мало для возобновления их серийного выпуска. В то время как производитель ракет Antares — корпорация Orbital — гарантировала закупку 20 двигателей.

Двигатель НК-33 создавался для советской лунной ракеты Н-1, работа над которой была закрыта в середине семидесятых годов прошлого века. Конструктор двигателей Николай Кузнецов тогда самостоятельно принял решение не уничтожать, а законсервировать несколько десятков экземпляров. Первая партия НК-33 попала в Америку в середине 1990-х, они достались компании Aerojet по цене $1 млн за штуку. Американцы вместе с российскими разработчиками довольно долго адаптировали их под свои нужды, в результате чего появился модифицированный двигатель AJ-26, уже два раза успешно слетавший в составе ракеты Antares.

— Положительное решение по экспорту позволит нам интенсифицировать процесс восстановления серийного производства двигателя НК-33, работа по которому сегодня развивается в двух направлениях. Первое — в рамках зарубежного контракта с компанией Aerojet Rocketdyne по программе стартов РН среднего класса Antares. Второе — отечественный проект с ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» по запуску РН легкого класса «Союз-2-1в», — заявили «Известиям» в пресс-службе Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК), контролирующей ОАО «Кузнецов».

Минимальный объем инвестиций, который потребуется для восстановления производства НК-33, в ОДК оценивают в 1 млрд рублей.

По словам собеседника к космическом агентстве, вопрос о продолжении поставок еще одного двигателя — РД-180 — отдельно на заседании СБ не рассматривался.

— По-видимому, разрешение по НК-33 следует считать «зеленым светом» и программе экспорта РД-180. Принципиальный вопрос, стоит ли поставлять ракетные двигатели в США, решен положительно, — отметил источник.

Владимир Солнцев, исполнительный директор НПО «Энергомаш», где делают РД-180, сообщил «Известиям», что его предприятие выполняет контракт с американской United Launch Alliance.

— О приостановлении поставок речи не идет, оформлением экспортных документов на двигатели мы планировали заняться чуть позже, нам сначала сами двигатели нужно изготовить, — сказал он.

Тем не менее даже разговор о возможности приостановки экспорта российских ракетных двигателей в США был воспринят американцами серьезно. И пока российский Совбез собирал мнения различных ведомств по этому поводу, в Штатах уже планировали действия на случай, если Россия прекратит экспорт.

В ноябре прошлого года сенатор-республиканец Пэт Туми призвал изучить возможность организации производства двигателя РД-180 в США, не дожидаясь решения российской стороны. По сообщению портала Spacenews, на прошлой неделе командование американских военно-воздушных сил инициировало ревизию пусковых программ до 2017 года, одна из целей — оценить степень зависимости от поставок российских двигателей.

Решение СБ не препятствовать их экспорту в США, таким образом, принято как раз вовремя. По информации «Известий», в начале февраля делегация ОДК встречалась в Вашингтоне с представителями Orbital. При этом американцы говорили о крайнем сроке для принятия решения по НК-33: если в течении двух месяцев решение о возобновлении экспорта не будет принято, Orbital не будет больше рассчитывать на российских поставщиков и начнет рассматривать альтернативные варианты.

В ОДК, равно как и в Orbital, эту информацию оставили без комментариев.

— Решение возобновить экспорт абсолютно верное, — говорит Андрей Ионин, член-корреспондент Российской академии космонавтики. — Правильно, что вокруг поставок ракетных двигателей не стали выстраивать политику. Мы бы никому ничего не доказали, прекратив поставки. Американцы всё равно бы нашли способ запускать свои ракеты и без наших двигателей, а вот наши предприятия лишились бы заказов.

По мнению Ионина, сильная сторона российских двигателей — относительная простота конструкции.

— Надежность есть синоним простоты. Пусть наши керосиновые двигатели прошлого века и не такие эффективные, как современные, но они сверхнадежные, — говорит он.

В аппарате Дмитрия Рогозина информацию по заседанию СБ предпочли не комментировать.

Комментарии
Прямой эфир