Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
«Ростех» указал на план США позаимствовать российские танковые технологии
Мир
Президент Южной Кореи выразил интерес к улучшению отношений с РФ и КНР
Мир
Австралия закупит американские ракеты средней дальности на $2,21 млрд
Мир
Bloomberg узнало о снятии США части ограничений на экспорт в Китай
Общество
Временные ограничения на полеты ввели в аэропорту Ульяновска
Мир
Bloomberg не исключило нового вмешательства Трампа в конфликт на Ближнем Востоке
Мир
Журналист Христофору раскрыл причину звонка Макрона Путину
Мир
В ЕС рассмотрят вотум недоверия фон дер Ляйен на следующей неделе
Мир
WP указала на переломный для Киева момент из-за решений США по Patriot
Мир
Трамп призвал главу ФРС США Пауэлла немедленно уйти в отставку
Экономика
Самолет МС-21 за два года подорожал на 65%
Общество
Путин потребовал определить сроки экспертизы проекта ВСМ Москва — Петербург
Мир
Посол РФ в Норвегии рассказал об увеличении военного присутствия НАТО
Мир
СМИ сообщили об отмене 40% рейсов в Париже из-за забастовки авиадиспетчеров
Армия
Операторы БПЛА «Молния» уничтожили пункты управления беспилотной авиацией ВСУ
Армия
Для снабжения войск в зоне СВО начали использовать железнодорожные дроны
Общество
Мошенники начали массово атаковать россиян под видом приема на работу
Армия
«Ростех» указал на план США позаимствовать российские танковые технологии
Мир
Президент Южной Кореи выразил интерес к улучшению отношений с РФ и КНР
Мир
Австралия закупит американские ракеты средней дальности на $2,21 млрд
Мир
Bloomberg узнало о снятии США части ограничений на экспорт в Китай
Общество
Временные ограничения на полеты ввели в аэропорту Ульяновска
Мир
Bloomberg не исключило нового вмешательства Трампа в конфликт на Ближнем Востоке
Мир
Журналист Христофору раскрыл причину звонка Макрона Путину
Мир
В ЕС рассмотрят вотум недоверия фон дер Ляйен на следующей неделе
Мир
WP указала на переломный для Киева момент из-за решений США по Patriot
Мир
Трамп призвал главу ФРС США Пауэлла немедленно уйти в отставку
Экономика
Самолет МС-21 за два года подорожал на 65%
Общество
Путин потребовал определить сроки экспертизы проекта ВСМ Москва — Петербург
Мир
Посол РФ в Норвегии рассказал об увеличении военного присутствия НАТО
Мир
СМИ сообщили об отмене 40% рейсов в Париже из-за забастовки авиадиспетчеров
Армия
Операторы БПЛА «Молния» уничтожили пункты управления беспилотной авиацией ВСУ
Армия
Для снабжения войск в зоне СВО начали использовать железнодорожные дроны
Общество
Мошенники начали массово атаковать россиян под видом приема на работу

Валерий Гергиев: «Нам нужно снова ощутить себя поющей страной»

Художественный руководитель Мариинского театра — о Детском хоре России, сочинской Олимпиаде, конкурсе Чайковского, Большом театре и Центре искусств
278
Валерий Гергиев: «Нам нужно снова ощутить себя поющей страной»
Фото: Анна Лаврова
Выделить главное
Вкл
Выкл

Кульминационным эпизодом церемонии закрытия Олимпийских игр обещает стать выступление тысячеголосого Детского хора России, собранного Валерием Гергиевым. О преимуществах поющей страны глава Мариинского театра рассказал корреспонденту «Известий» Ярославу Тимофееву.

— Правда ли, что решение о прощальной песне Олимпиады принимал лично Владимир Путин?

— Я считаю, что главным является не выбор песни, а сам факт, что нам удалось сделать этот детский хор частью музыкальной жизни современной России. Выступление в Сочи имеет огромную важность, но еще важнее, что вообще удалось такой коллектив собрать. Хочу обратить внимание всех коллег, что это только первый шаг.

В рамках работы Всероссийского хорового общества мы будем добиваться, чтобы в каждом городе, где живет больше 100 тыс. человек, был бы свой тысячеголосый хор. Вот тогда мы сможем говорить, что опять становимся страной Чайковского и Римского-Корсакова. Я специально беру имена из XIX века. Потрясения 1905 и 1917 годов, Гражданская и Вторая мировая войны, сталинские репрессии — всё это прошло, и сейчас нам нужно снова ощутить себя как поющую страну, верную своим культурным корням.

— Про то, как выбиралась олимпийская песня, вы говорить не можете?

— Этот процесс сейчас нельзя описывать в интервью, потому что он далек от завершения. И не стоит сводить всё к работе для президента или с президентом. Это совсем не так, и наш хор — не разовая акция. Он родился не для того, чтобы исчезнуть после записи одной или пяти песен. Хотя концерт в Мариинском театре сам по себе был сплошное ликование. Это одна из главных акций в моей теперь уже довольно протяженной музыкальной карьере.

— Как и когда возникла идея создания хора из тысячи детей?

— Полтора года назад на Совете по культуре при президенте. Я даже дату помню: 25 сентября 2012 года. Я тогда не собирался ничего говорить — думал, лучше детально определиться со своими намерениями и выступить в другой раз. Но неожиданно пришлось отвечать на вопрос президента, и я понял в тот момент, что самое главное сейчас — сказать о развитии хорового искусства в регионах. Вот так и родилась идея.

— Детям во время долгих и ответственных хоровых выступлений свойственно падать в обмороки. На Олимпиаде этот вопрос будет как-то решаться?

— У нас довольно большая группа организаторов, которые продумывают всё: как разместить детей, как накормить, как тепло одеть, как обеспечить им отдых. Думаю, что даже без вашего вопроса организаторы озаботились бы проблемой обмороков. У нас на днях будет встреча, и мы обсудим все меры для того, чтобы пребывание детей в Сочи стало для них не испытанием, а праздником.

— Вы успели посмотреть церемонию открытия?

— Кое-что увидел, поглядывая на монитор, пока мы готовились к своему выходу. Для меня было громадным переживанием и честью то, что я в числе других представлял нашу страну. А говорить о том, кто такие Валентина Терешкова, Лидия Скобликова или Вячеслав Фетисов, излишне. Первоначально мне была уготована и другая роль в церемонии. Но главное, что всё прошло успешно и миллиарды людей увидели Россию, открытую для всех, организовавшую огромный праздник не только для спортсменов, но и для всего мирового сообщества.

— Как вам подбор музыки для церемонии?

— Хорошо, что была классика. Я бы не был в числе аплодирующих, если бы не услышал ни одного великого русского имени в программе.

— В последнее время в разных странах вы сталкивались с пикетами в защиту секс-меньшинств, адресованными лично вам. Эти акции вас задевают?

— Не важно, задевают ли они меня, они задевают очень многих — тех, кто пришел на концерт в предвкушении хорошей программы. Ведь эти акции делаются не только на радость кому-то, но и как не самый приятный жест по отношению к тем, кто хочет слушать музыку или смотреть спектакль. Я ситуацию не комментирую, потому что не вижу тут проблемы. Возможно, я не владею полной информацией. Мне многое рассказывали. Говорят, что у нас массовые убийства геев. Пытался узнать, где это произошло, но так и не нашел ничего. Здесь нужны более точные сведения.

— В Волгограде в 2013 году было совершено убийство на почве гомофобии — так заявил один из убийц.

— Это государство себе позволило?

— Нет, это были граждане.

— Я не успеваю за всем проследить. Думаю, что проблема секс-меньшинств никак не должна касаться меня лично и тем более коллектива Мариинского театра. У нас ни о какой дискриминации речи вообще идти не может. Российские журналисты это и так знают. А иностранные — не очень.

— Вы рады назначению Тугана Сохиева главным дирижером Большого театра?

— Я ему рекомендовал, естественно, туда пойти. Важно, насколько он будет концентрироваться на этой работе и насколько ему будут предоставлены возможности для того, чтобы обеспечить художественное качество. Всё это должно быть подкреплено и контрактами, и человеческими отношениями. Он сам должен завоевать там авторитет. Мне непонятны причины ухода предыдущего главного дирижера. Но, честно говоря, я так занят работой, что мог бы узнать обо всем гораздо позже, если бы Туган сам мне не позвонил. Он звонил несколько раз, спрашивал совета, перед тем как согласиться.

— На пресс-конференции в Москве Сохиев сказал, что будет счастлив, если вы найдете время дирижировать в Большом театре.

— Это уже вещи, которые надо обсуждать в рабочем порядке. Мы все занятые люди, но я нахожу время выступать во Владивостоке, Якутске или Мурманске, а это требует больше усилий по переброске самого себя, чем концерт в Москве. У вас последние лет 15–17 я появляюсь с оркестром Мариинского театра регулярно. Но хорошо помню, скажем, год 1995-й, когда выступления в Москве казались чем-то почти невозможным, хотя тогда мы уже десятки раз в год выступали в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Лондоне. Такое было время.

Хочу подчеркнуть, что сейчас мои выступления в Москве не зависят от того, кто и куда меня пригласил. Они зависят от того, какому композитору, на мой взгляд, мы можем оказать максимальную поддержку в распространении его идей. Когда я играл циклы симфоний Прокофьева и Шостаковича, я знал, что это можем сделать только мы. Для таких проектов нужен очень подвижный, быстро мобилизующий свои ресурсы оркестр. Кстати, когда вы последний раз слышали «Хованщину» в Москве?

— Если не считать ваш привозной спектакль, то лет 10 назад в Большом театре.

— Вам не кажется, что это огромная проблема? Или я говорю что-то лишнее? Мне кажется, то, что я привез в Москву семь симфоний и пять фортепианных концертов Прокофьева, гораздо важнее и своевременнее, чем появление любого зарубежного оркестра и дирижера с заезженными программами. Успех гастролей не должен зависеть только от того, насколько знамениты оркестр и дирижер. В любых проектах должна быть творческая, содержательная часть. Тугану я советую об этом думать и помнить.

— Советник президента по культуре Владимир Толстой рассказывал, что, обсуждая с ним идею Национального центра искусств в Петербурге, вы сетовали на низкий уровень профессионального музыкального образования. У вас есть рецепты выхода из ситуации? Может, Мариинский театр готов открыть двери для студентов-стажеров?

— Эта тема остается злободневной. Я просто напомню нашему музыкально-театральному сообществу, что только в рамках набора музыкантов для Мариинского театра-2 я отслушал около 600 исполнителей — духовиков, ударников и пока еще далеко не всех струнников. Вместе со струнниками будет около тысячи.

Прослушав такое количество людей, я имею право констатировать состояние подготовки музыкантов сегодня в России и в первую очередь в Петербурге. Кроме того, я вместе с Ольгой Юрьевной Голодец являюсь сопредседателем оргкомитета конкурса Чайковского, а в 2011 году был его председателем. И в этом своем качестве я тоже знаком с положением дел в среде наших юных исполнителей. Наконец, я организовал фестиваль «Лики молодого пианизма», на котором мы услышали десятки пианистов.

Поэтому мне достаточно легко говорить о том, каков уровень преподавания в любимых мною Санкт-Петербургской и Московской консерваториях. Я не хочу никого открыто критиковать и вообще не хочу чего-либо похожего на свару. Считаю глупым организовывать обсуждение будущего Мариинского театра среди людей, которые никогда в жизни там не были. Думаю, что такие обсуждения должны идти непублично и без пиара.

— Вы утверждали, что идея создания объединенного Центра искусств родилась в недрах Минкультуры, а не Мариинского театра.

— Я из самоуважения не хочу включаться в эту дискуссию. Я лишь напомнил всем, что величайшие завоевания Вагановского училища были напрямую связаны с Мариинским театром, потому что Вагановка и жила в Мариинском театре. Вот и всё, что я тогда сказал. А идея центра пришла от юристов Минкультуры. Я с ней познакомился, и то очень общо.

Там в состав центра помимо Вагановки были включены Зубовский институт и консерватория. Я люблю консерваторию, я в ней учился и, поверьте, прославил ее больше, чем многие другие. Поэтому у меня есть некоторое право говорить о том, что и как наша любимая консерватория сегодня могла бы делать. А о Центре искусств надо говорить профессионально, спокойно и с величайшей осторожностью.

— Чтобы не вызывать волнений в среде профессуры?

— Еще три с половиной года назад возникло огромное напряжение, как только я затронул тему жюри конкурса Чайковского. Я сказал, что нам надо хорошенько подумать, кто из педагогов должен войти в жюри конкурса, а может быть, и вообще отказаться от этого. Потому что репутация конкурса падала, и падала в первую очередь из-за того, что в жюри собирались несколько многоуважаемых профессоров двух или трех вузов, одни и те же имена, и решали, кому что раздать. Этот процесс уже называли налаженным бизнесом.

Мне было предложено — не журналистами и не Московской консерваторией, а руководством страны — сделать так, чтобы конкурс прошел ярко, мощно. И с этой целью его реорганизовать. Идея проводить часть состязаний в Санкт-Петербурге пришла мне тогда в голову потому, что Большой зал Московской консерватории был на реставрации и почти никто не гарантировал, что он откроется в срок, к июню 2011 года. А мы тем временем без крика, без шума, без пиара построили шикарнейший концертный зал. Поэтому я знал, что даже если в Москве что-то пойдет не так, на два города мы справимся точно.

Я уже говорил об этом, но сейчас, в связи с Олимпиадой, повторюсь: не хочу, чтобы конкурс Чайковского наблюдал за тем, как самые громкие имена запускаются в мировой музыкальный процесс с площадок других конкурсов. Пока я работаю сопредседателем оргкомитета, надеюсь, этого не произойдет. Если вернуться к вашему вопросу, не важно, будет ли национальный центр искусств или международный центр искусств или вообще не будет никакого центра, — важно, чтобы уровень исполнительства был высокий.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности