Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Блинкен заявил об отсутствии данных о военных поставках Китая России
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Культура
Главный приз «Золотой святой Георгий» ММКФ получил фильм «Стыд» Мексики и Катара
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Спорт
Международная федерация баскетбола продлила отстранение россиян до декабря 2024-го
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Общество
В Ростовской области задержан избивавший граждан 17-летний подросток
Спорт
FIG удалила из правил пять названных в честь российских гимнасток элементов
Спорт
Тетерин победил Манжуева в бою турнира «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Культура
Лучшим российским фильмом ММКФ стала картина «Лгунья» режиссера Трофимовой
Мир
На Тайване произошло землетрясение магнитудой 6,1
Мир
Минимум 10 человек погибли в результате пожара в гостинице в Бразилии
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

В московские музеи наберут волонтеров

Добровольцы сопроводят маломобильных посетителей, смогут поучаствовать в создании экспозиций и организации культурных мероприятий
0
В московские музеи наберут волонтеров
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Марат Абулхатин
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Столичные власти применят американский опыт и предоставят волонтерам возможность работать в городских музеях. Как рассказал «Известиям» замруководителя департамента культуры Владимир Филиппов, обязанности добровольцев могут быть разнообразными: от проведения экскурсий до помощи маломобильным гражданам. В ближайшие месяцы будет определен список музеев — участников эксперимента. Первый волонтерский центр уже открыт в Музее ГУЛАГа.

Как подчеркнул Филиппов, речь идет не о замене сотрудников, а о привлечении в городские музеи дополнительных людей.

— Мы видим запрос со стороны волонтеров — такая работа им интересна. Они могут помогать мамам с маленькими детьми, пенсионерам, людям с ограниченными возможностями, могут проводить экскурсии, помогать в организации мероприятий, участвовать в создании экспозиции и т.д., — говорит чиновник. — Во многих американских музеях вместо и вместе с персоналом работают волонтеры. Это не только молодежь. Например, в музее военно-воздушных сил работают ветераны ВВС и ВМФ, они встречают посетителей, всё подробно рассказывают с примерами из жизни. У нас, кстати, тоже есть волонтеры «серебряного возраста», как мы их называем, — им 60 и более лет. Эту категорию стоит привлекать, чтобы пожилые люди чем-то занимались, чувствовали себя нужными и делились своими знаниями и опытом.

В то же время чиновник отметил, что российская музейная культура отличается от западной, и опыт Штатов придется адаптировать. 

— Наши люди привыкли, что в залах сидят смотрительницы, которые получают зарплату, что-то резко менять было бы неправильно. Нам нужно несколько месяцев, чтобы выбрать музеи, которые подойдут для эксперимента, — пояснил Филиппов.  

Директор Музея ГУЛАГа Роман Романов рассказал, что они ищут волонтеров для работы по разным направлениям: проведение выставок, лекций и концертов; работа с архивными документами; перевод материалов на иностранные языки; участие в жизни пострадавших от репрессий. 

— Сейчас мы составляем таблицу с информацией о том, какому отделу нужна помощь, в каком объеме и в какие сроки, — рассказал Романов. — На кассе и на сайте есть анкеты волонтера, куда надо вписать свои данные, контакты и область, в которой он мог бы помочь. Эти данные мы вносим в базу, потом руководитель центра будет связываться с людьми, которые могут подойти для конкретных задач. 

По словам директора музея, волонтеров будут поощрять: организовывать для них лекции, семинары, кинопоказы, дискуссии. Также планируется выпустить электронные карточки волонтера музея ГУЛАГа, по которым можно будет получать скидки в кафе и книжном магазине музея, а впоследствии — и в заведениях партнеров музея.

— У нашего центра есть приставка «социально», потому что мы много работаем с пострадавшими от сталинских репрессий, — рассказал Романов. — У нас уже был опыт работы с волонтерами, в роли которых выступали друзья музея. Очень нужна помощь добровольцев в юридических вопросах. Например, была история с одинокой пожилой женщиной, которая подписала договор ренты с мошенниками, она проигрывала все суды, дошло до выселения. На нашу просьбу помочь откликнулись очень хорошие юристы, в итоге она выиграла суд, а на мошенников было заведено уголовное дело. Плюс есть бытовые вопросы — сделать что-то по дому, или социальные — сопроводить бабушку на кладбище. Такими вещами должны заниматься проверенные люди, ведь речь идет о человеческих взаимоотношениях.

Заведующий Лабораторией музейного проектирования Иван Гринько полагает, что привлечение в музеи волонтеров — закономерный шаг.

— Музей — это социокультурная институция, и одна из ее функций — создавать вокруг себя сообщество, внутри которого люди могут пообщаться, приятно провести время и поработать. В музее красиво, интересно, там особая атмосфера, умные люди, туда приходит молодежь, для людей, которые вышли на пенсию, — это отдушина, — говорит Гринько. — Если наши музеи будут развиваться в правильном направлении, они к этому рано или поздно придут. Уже сейчас в отдельных музеях на отдельных проектах работают волонтеры.

В то же время эксперт уверен, что в современных реалиях инициатива не будет работать системно.

— Во-первых, волонтерская культура в России пока неразвита, большинству людей не до благотворительности. Во-вторых, мы и так можем считать, что музейным делом занимаются добровольцы, учитывая те смешные суммы, которые они получают. В-третьих, музейщики — это очень закрытая корпорация, они с большим трудом принимают каждого нового человека, даже известного и уважаемого, не говоря об «обычных» людях. Эта деятельность сама по себе очень консервативна, плюс ко всему, у многих работников музеев существует комплекс святости, избранности, оторванности от мира. Этот культ начался с высказывания академика Дмитрия Лихачева, считавшего музейщиков последними святыми на Руси, — рассказал Гринько.

Он отметил, что волонтеров можно привлекать на технологизированную работу, когда есть конкретные инструкции, «условно, отрывать корешки от билетов». Но такой деятельности в музеях мало, и она вряд ли будет интересна добровольцам, считает эксперт. 

Гринько добавил, что российская система кардинально отличается от американской: в США нет отдельного министерства культуры, все музеи негосударственные — частные, корпоративные или общественные. Кроме того, в США примерно в семь раз больше музеев: порядка 35 тыс., в то время как у нас — около 5–6 тыс.

Комментарии
Прямой эфир